
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+
За последние пару лет сразу несколько российских издательств перевыпустило классику в новом оформлении: с детализированными, строгими или «современными» обложками, где героев книги нередко изображают в стиле, близком к аниме.
Неожиданное обновление разделило читателей: одни считают, что классику не испортишь обложкой с милым артом, другие — что ей не к лицу цифровые кисти и яркие цвета. Кто же прав? Сегодня рассмотрим аргументы обеих сторон.
Начнём обсуждение с самого популярного аргумента «за»: арты привлекают внимание молодой аудитории. И действительно, некоторые романы, выпущенные с новыми обложками, больше напоминают фэнтези, нежели «скучную классику». Яркий пример — «Мёртвые души» от МИФа.

Главный герой обложки — ухмыляющийся Павел Чичиков, который вот-вот станет очередным попаданцем… ой, в смысле поедет собирать души. Конечно же.
Но у современного дизайна есть и минус: для читателей, только начинающих знакомство с классикой, такие обложки могут оказаться обманчивыми. Некоторые признаются, что ожидали от гоголевского романа мистическую историю о призраках, а не сатиру о предприимчивом помещике. Арт с черепом и ярким героем лишь усиливает первое впечатление, что может негативно сказаться на читательском опыте.
Другой популярный аргумент «за» современные обложки звучит так: яркий дизайн или арт ≠ автоматически плохо. И действительно, новые издания могут выглядеть «модно», но при этом не конфликтовать с атмосферой книги.

Ещё одно преимущество таких обложек — они могут перекликаться с экранизациями. Например, иллюстратор, работавшая над «Эммой», явно вдохновилась одноимённым фильмом 2020 года с Аней Тейлор-Джой в главной роли.

Слева — обложка нового издания «Эммы», справа — кадр из фильма с Аней Тейлор-Джой.
Обложка с узнаваемым героем может привлечь читателя, который раньше не планировал знакомиться с оригиналом произведения.

Но не все рады свежему облику классики. Некоторые читатели считают, что слишком яркие или стилизованные обложки могут ввести в заблуждение: по ним сложно понять, какой жанр и настроение ждут внутри. Иногда арт обещает мистику или романтику, а на деле оказывается сатира или философская драма.
Кроме того, чрезмерно «осовремененный» дизайн способен исказить атмосферу произведения. Когда роман, которому уже несколько столетий, визуально превращается в Young Adult-книгу, может потеряться ощущение эпохи и тот самый исторический контекст.
И наконец, по мнению некоторых, вычурные обложки отвлекают от главного — самого текста. Вместо того чтобы сосредоточиться на словах автора, читатель невольно застревает на визуальной оболочке книги, которая перетягивает внимание.


Как это часто бывает, на вопрос «Нужно ли публиковать классику с современными обложками?» нет единственного правильного ответа. Всё зависит от того, как вы сами видите классику: вечной или вечно молодой 😉


