
Первая четверть 21 века близится к своему завершению. Подходящий повод поговорить о книгах и подвести итоги 25 лет – подумали в редакции The New York Times. И опросили более 500 экспертов, чтобы составить список из 100 лучших романов за этот период.
Мы представляем вам свой шорт-лист рейтинга. Посовещались и выбрали 10 книг из топ-100, которые точно советуем не упустить. Среди них романы о семейных и любовных взаимоотношениях, исторические полотна, антиутопии и первоисточники культовых экранизаций. Приглашаем вас встретиться с яркими итогами мировой литературной жизни последних лет.

Семейные саги в исполнении Джонатана Франзена – всегда многослойные. В них есть место личным проблемам героев, их внутренним конфликтам и кризисам взаимоотношений. А параллельно с этим – описанию состояния страны и даже мира. Так в «Поправках» рядом с семьей Ламбертов, где отец страдает от деменции, мать от бессмысленности существования, а взрослые дети – закономерно – от детских травм, живёт вся Америка конца 90-х в тревожном ожидании перемен.

Список книг 21 века был бы неполным без хотя бы одного постмодернистского романа на 900 страниц. По законам жанра в 2666 – латиноамериканской «Бесконечной шутке» – пять разных историй, ещё больше героев, несколько смен стилей письма и примерно одинаковое количество поклонников и хейтеров. Если вы любите интриги, загадки и головоломки – точно присоединитесь к фанатам книги.

Американские писатели поднимают темы рабовладельчества и войны между Севером и Югом год за годом. В версии Колсона Уайтхеда вторая половина 19 века предстаёт как смешение исторических сведений и художественного вымысла. А значит, какие-то факты могут оказаться выдумкой автора. В центре истории – путь девушки Коры к спасению из рабства на хлопковой плантации в штате Джорджия.

В антиутопии Кадзуо Исигуро в Британии научились выращивать «доноров». Его герои – такие же обычные люди, вот только они были созданы, чтобы пожертвовать свои органы для пересадки. Могут ли они заниматься творчеством? Способны ли на любовь? А если «да», позволят ли им самим распорядиться своей жизнью? Вы узнаете о судьбах трёх таких персонажей в рассказе от лица одного из них.

Гибель цивилизации – не повод перестать бороться за собственную жизнь. Или за своих близких. Это доказывают герои романа Кормака Маккарти, Отец и Сын, чей путь лежит по руинам привычного мира. Читателю, который пройдёт его вместе с ними, предложат задуматься о любви и надежде, о страхе и ответственности.

Ещё один роман о временах Гражданской войны в Америке. На этот раз дополненный фантастическими элементами. В нём описывается пространство между жизнью и смертью, в котором оказывается сын президента Авраама Линкольна. В 11 лет ребёнок умер от горячки и теперь обитает в мире, полном призраков. Им есть что рассказать читателю, и именно из этих историй состоит роман.

Герои романа по разным причинам могут видеть больше, чем обычные люди. И открываются им факты, связанные с жизнью деревьев. Как именно устроены растения, что за секреты у них есть? Как они общаются между собой, и о чём могут предупредить тех, кто способен их услышать? Пять персонажей книги должны будут объединить свои знания и попробовать спасти мир.

Читателям содержание «Искупления» уже может быть известно по легендарной экранизации с Кирой Найтли, Джеймсом Макэвоем и Сиршей Ронан. Трио актёров воплотило на экране главных героев трагичного британского романа. По сюжету потенциальные отношения – да и вообще жизни – возлюбленных рушатся из-за ошибки, которую допускает младшая сестра, она же рассказчица всей истории. Возможно ли заявленное в названии искупление или переписать судьбу получится только на бумаге?

Лучше всего узнать историю можно, если выслушать версию каждого из её участников. И автор этого романа даёт слово сразу троим рассказчикам. По сюжету мать с детьми едут встречать отца из тюрьмы, откуда его только что освободили. Их окружает американский Юг со всеми его проблемами, которые отразились на судьбах и характерах героев.

Вторая мировая война закончилась и отпустила своих ветеранов жить дальше. Но то, с чем им предстоит встретиться в мире за пределами сражений, порой будет посложнее. Самад Икбал и Арчи Джонс запутаются в воспоминаниях о прошлом, где для них ещё идёт война, и проблемах настоящего, в котором семейные сложности обступают со всех сторон.