
В некоторых царствах, в некоторых государствах… происходит так много всего, что в последние годы сильно вырос интерес к славянскому фэнтези. Теперь книги жанра составляют 18% от всех полок наших магазинов. Получается, это литературный тренд. Но почему он возник и что именно нравится читателям в славянском фэнтези? Рассуждаем об этом в статье.
Фэнтези-книги всегда были довольно востребованными, ведь в них авторы могли вместить всё, что угодно – и динамичный сюжет, и философскую идею, и запоминающихся героев, с которыми читатель мог бы себя ассоциировать. А ещё книги о волшебстве и других мирах помогают людям ненадолго убежать из реальности, то есть удовлетворяют важную потребность к эскапизму.
Правда, раньше отечественные читатели интересовались книгами в зарубежном антураже – например, эпопеей «Игра престолов» Джорджа Мартина, на которую автора вдохновила мировая история. А большинство других популярных фэнтезийных циклов возникли из античных мифов – так было с «Голодными играми».
В последние годы появилось больше книг в этническом стиле – не только славянское, но и такое же популярное фэнтези из восточных стран. Кажется, читатели и писатели ищут новый для себя сеттинг – тут и помогают сказки из детства.

Сборник из мифов и сказок, в которых внимание уделяется женским персонажам. Авторы книги – исследователи народного фольклора – анализируют, какими описывают героинь и почему.
Многие исследователи пишут о том, что сейчас человек ищет новую идентичность – всё-таки, мир сильно меняется. Вот почему так хочется переосмыслить знакомые истории или выяснить больше о своей культуре.

Иллюстрации из книги «Русские народные сказки с женскими архетипами» от художницы Антейку. Источник: телеграм-канал «Чердак с историями»
Есть и другая причина – в этом году издательства выпустили в два раза больше книг в жанре славянского фэнтези, чем в прошлом. Так что спрос во многом объясняется предложением. Да и о новой волне популярности «Ведьмака» тоже не стоит забывать.
В книгах жанра можно заметить повторяющиеся тропы – например, мотивацию главного героя или схожий метод работы авторов с мифологией. Мы посмотрели популярные новинки и выяснили, какие приёмы нравятся читателям.
Часто персонажам приходится бежать от опасностей. Наблюдать за ними интересно, потому что история получается динамичной. Так герой становится проводником в мир славянского фольклора – читатель знакомится с диковинными существами и сказками вместе с ним. Иногда бывает, что автор утаивает главную причину для побега, чтобы создать интригу.

Ольжана никак не может найти своё место в мире – вот почему она переходит из одного волшебного Двора в другой. Обычно у колдунов так не принято, поэтому девушка скрывается от старых учителей и друзей. А ещё – от монстра, который почему-то её преследует.
Другие герои, наоборот, сами отправляются навстречу опасности. Например, чтобы найти какой-нибудь предмет и помочь окружающим. А иногда они заняты поиском истины – правда, конечная цель похода может измениться.

В школе волшебства скоро начнётся ещё один учебный год. Но Еве, которая однажды сбежала из дома ради магии, теперь не до уроков – пропал важный артефакт и дядя её близкого друга. Еве и её друзьям придётся отправиться за ними в Тридевятое царство.

Руслана не хотела выходить замуж, но её почему-то не спросили. Свадьбы не хотел и жених девушки, который просто… сбежал. Кажется, что это удачный расклад, но теперь Руслану обвинили в колдовстве. Придётся отыскать сбежавшего жениха, чтобы доказать свою невиновность.
Многие истории начинаются так: герои заключают союз с теми, кого раньше боялись – или с теми, кого считали врагами. Обычно их вынуждают обстоятельства, но очень скоро персонажи выясняют – они многое не знали о своём родном мире.

Отец Яры тяжело болен, и найти лекарство можно только в проклятом лесу – именно там живёт последний декабрьский колдун. Правда, никто не осмелится отправиться к тёмному магу. Кроме, разве что, самой девушки.
Некоторые истории особенно близки читателям – это книги про героев, которые приходят в сказки из современного мира. В славянском фэнтези такие истории не похожи на уже превратившиеся в стереотип сюжеты о попаданцах. Всё потому, что здесь две реальности обычно связаны – получается одновременно реалистичная и сказочная история, в которой немало психологизма.

После того, как Леся очнулась в лесу без воспоминаний о прошлом, она живёт в новой семье – там строгие правила, которым нужно подчиняться. Всё потому, что люди, с которыми познакомилась героиня, служат Природе. Или просто в это верят…
Большинство историй – ретеллинги знакомых сказок. Правда, иногда авторы переосмысливают их в похожем ключе. Например, в последнее время часто выходят книги, раскрывающие образы героинь из забытых историй. Так, Марья Моревна – не просто жена Ивана-Царевича, но и девушка, которая боролась с Кощеем Бессмертным.

Мачеха и сёстры отправляют Василису за огнём к страшному царю Кошею, когда у них в доме заканчивается последняя лучинка. Правитель всего мёртвого живёт в таинственной лесной чаще, и лишь он может подарить незатухающий огонь. Девушка уверена, что не сможет вернуться оттуда живой…

Иван Царевич ищет приключения и забредает на земли воинствующей княжны. Та вот уже несколько месяцев ведёт борьбу с Кощеем Бессмертным – и ненавидит всех колдунов. Но в чём причина таких сильных эмоций?
Можно заметить, что некоторые образы из славянского фольклора особенно популярны. Обычно это персонажи с тёмным или неоднозначным прошлым. Вот почему самые частые герои – Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Мрачная эстетика передаётся и самим историям, в которых писатели нередко изображают Навье царство – своеобразный подземный мир.

Иллюстрации книги «Избушка на костях» от художницы centaurea0. Источник: телеграм-канал «Чердак с историями»

Сын Кощея давно хотел помирить Навь и Дивь – вот только противостояние между этими мирами длится целую вечность. А значит, остаётся лишь принять такой расклад. И продолжать защищать своё королевство.

Василиса хочет обучится ведьмовству – ради этого она даже готова пойти в избушку Бабы Яги. Что ждёт её в костяном доме?
Китайское фэнтези: в чём разница между уся, сянься и сюаньхуань