
Во второй половине 19 века литература теснее всего стала соприкасаться с реальностью. К его концу приёмы реализма стали казаться многим писателям недостаточными. Им хотелось передать человеческую жизнь так же подробно и беспристрастно, как это делают учёные, описывая природу. Такое направление получило название «натурализм», а его представителей стали обвинять в цинизме, отсутствии вкуса и чрезмерной тяге к физилогическим описаниям. Тем не менее, спустя 100 с лишним лет многие писатели-натуралисты признаны мировыми классиками.
В конце 19 века в литературе безраздельно властвовал реализм. Писатели по всему миру исследовали то, что происходит вокруг них, забыв о вдохновенном наследии романтизма. Не последнюю роль в этом сыграло и вечное стремление новых поколений творить не так, как предшественники. Ведь всё мифологическое, фантастическое и ироническое, что составляло ядро романтизма, реалистов совсем не интересовало: они писали книги предельно серьёзно и только о том, что действительно видели вокруг себя. Натуралисты пошли ещё дальше и вообразили себя учёными, которые разбирают окружающие явления на атомы и пытаются понять их устройство.
«Исследовательская» точка зрения появилась у натуралистов не на пустом месте. Во второй половине 19 века главной сенсацией в научном мире стала, конечно, работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она впервые предложила невероятно убедительное объяснение человеческой природы, не связанное с религией. Несмотря на то, что впоследствии теория Дарвина оказалась не во всём состоятельной, для того времени это был колоссальный прорыв в науке. Неудивительно, что даже писатели не устояли против соблазна посмотреть на мир по-новому.
Не менее важной для развития натурализма идеей был и позитивизм. Это философское учение, основоположником которого был Огюст Конт: согласно его идеям, истиной могло считаться только нечто, проверенное с помощью опыта, а познать мир можно только эмпирически. На натуралистов очень повлияло его сравнение человечества с растущим организмом – эту метафору можно назвать ключевой для понимания, например, романа Эмиля Золя «Чрево Парижа».

Первым, кто применил к своему творчеству термин «натурализм», был французский писатель Эмиль Золя. Вдохновившись идеями медика Клода Бернара, Золя применил к литературе принцип наблюдения и опыта: он считал, что наблюдая за героями, можно установить общие принципы человеческого поведения. Примеру писателя последовали и другие талантливые соотечественники, каждый из которых привнёс в направление что-то своё: например, Ги де Мопассан активно использовал в романах факты из собственной биографии, а Альфонс Доде сумел привнести в натурализм сатиру и юмор.

Несмотря на то, что мода на натурализм пришла в Россию в конце 19 века из Франции, похожая традиция зародилась у нас даже раньше. Под влиянием Николая Гоголя в 1840-х годах появилась группа писателей, которые стали пробовать себя в жанре так называемого «физиологического очерка». Чаще всего такие произведения состояли из наблюдений за жизнью простых людей: дворников, кухарок и нищих. Наиболее яркие очерки вошли в сборник «Физиология Петербурга» – там можно встретить имена Николая Некрасова, Ивана Панаева и даже Владимира Даля. В конце 19 века появились уже и писатели-натуралисты, которые активно пользовались методами западных коллег. Одним из самых ярких представителей течения был Пётр Боборыкин, написавший роман «Китай-город». В нём автор подробно описал нравы москвичей и даже сделал одно небольшое кулинарное открытие.

В истории литературы конца 19 – начала 20 века удивительно то, что на смену холодному и «научному» натурализму пришла такая яркая эпоха модернизма. Но если задуматься, в этом есть своя логика. Натурализм – это абсолютное воплощение реалистического метода, высшая точка его развития. После его успеха направление пришло в тупик, ему некуда было двигаться. К тому же, глобальные катастрофы вроде Первой Мировой войны вдруг обнажили хаотичность нашей жизни, невозможность объяснить её одной теорией и познать эмпирически. Многие натуралисты вроде Гюисманса перешли в лагерь символистов. Но нельзя сказать, что это направление умерло навсегда – в творчестве каждой последующей эпохи есть останки предыдущей. Достаточно вспомнить прозу Гертруды Стайн или «телеграфный» стиль Хемингуэя и становится ясно, что натурализм даже не думал покидать мировую литературу.
