
Романтизм – удивительное и невероятно интересное явление в литературе. Эпоха его тотального господства пришлась на конец 18 и начало 19 века, породив целое поколение неповторимых писателей: лорд Байрон, Виктор Гюго, Эдгар По, Александр Пушкин и не только. Мы попробуем кратко рассказать об основных чертах этого направления и заодно посоветовать книги, которые помогут лучше понять романтизм.
Эпоха Просвещения многому научила Европу, но за почти 100 лет её идеалы успели всем надоесть. Поэтому к концу 18 века начинают появляться литературные школы, которые отвергали классицизм. Первыми в этом смысле были Йенские романтики – творческое объединение, куда входили братья Август и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик и Новалис. Они стремились к тому, чтобы добиться для писателя полной свободы от любых рамок. Поэтому, например, они так любили необычные литературные формы и отказывались от принятых правил построения сюжета.
Поскольку эпоха Просвещения всячески способствовала развитию культа разума и ассоциировалась с серьёзностью, романтики решили, что обязаны этому что-то противопоставить. Их оружием стала «романтическая ирония» – такой взгляд на мир, при котором правильной точки зрения не может существовать, всё ставится под сомнение. Даже точка зрения говорящего! Поэтому всем известная «постирония» – вовсе не изобретение последних лет, а давний инструмент мыслителей и литераторов.

По большому счёту, именно благодаря романтикам возник творческий и научный интерес к национальным мифологиям. Писатели из разных стран перестали видеть в античности единственный незыблемый авторитет и обратились к культурной истории собственных народов. Творчество Эрнста Гофмана или знаменитые сказки, собранные братьями Гримм, – отличный пример такого интереса к мифологии. Кстати, впоследствии обнаружилось, что большинство сюжетов из этого сборника попали на родину братьев Гримм из Франции – вместе с нянями и гувернантками, которые рассказывали эти сказки немецким детям.

Разумеется, новому литературному направлению был нужен новый герой. И в противовес мудрому и уравновешенному, верному чувству долга персонажу классических трагедий приходит таинственный, сотканный из противоречий и страстей Чайлд-Гарольд. Он стремится к свободе, склонен к резким душевным порывам и чаще всего становится жертвой рока. Что поделать, такая судьба!

Пожалуй, наибольшего поэтического совершенства в эпоху романтизма добились именно англичане. В этом контексте принято говорить о так называемой «Озёрной школе», в которую входили Уильям Вордсворт и Сэмюэл Кольридж. Они по-другому стали смотреть на природу: в творчестве Вордсворта и Кольриджа она вдруг стала динамичной и вдохновляющей силой. Вслед за «Озёрной школой» пришло младшее поколение романтиков: Перси Шелли, Джон Китс и, конечно, лорд Байрон. Они развивали идеи старших товарищей, но при этом создавали и собственную эстетику.