
Одна из величайших эпох в истории искусства – Ренессанс – к началу 16 века начала сдавать позиции. Нарушился невидимый баланс и стало ясно, что подражание античным классикам перестаёт быть актуальным. Маятник качнулся в сторону более сложных форм, основанных на противоречиях и контрастах. Так появился маньеризм – новое направление, которое стало своеобразным мостиком от Возрождения к барокко.
По большому счёту, литературных маньеристов трудно назвать отдельной школой – у этого направления нет чётких признаков. Они отталкивались от достижений Ренессанса, но в то же время нарушали все его установки. В этом смысле авторитетом для маньеристов был философ Мишель Монтень, который написал знаменитую книгу «Опыты» и придумал жанр эссе. С одной стороны, стремление к разумному познанию, которое чувствуется в его трактате, вполне типично для Возрождения. Но с другой, в глаза бросается хаотичность «Опытов»: размышления и наблюдения в них выстроены по довольно причудливой логике.
Маньеристы обращались не только к классическим образцам, но и к более поздним культурным явлениям: концу античности и Средневековью. Особый интерес у них вызывали маргинальные мистические течения вроде алхимии – науки о перерождении вещей и людей. Образы, которыми пользовались писатели и поэты-маньеристы, часто отсылали к подобным областям знания. Алхимические операции они проводили на уровне текстов: земные образы легко становились небесными, а одни жанры успешно превращались в другие.

Ещё одним вариантом маньеризма было творчество Луиса де Гонгоры-и-Арготе, испанского поэта. Так же, как и его коллеги из других европейских стран, он отказался от традиций, принятых в эпоху Возрождения. Поэт делал свои стихи бессюжетными, наполнял огромным количеством сложных приёмов и метафор, а содержание часто оставлял в тени изощрённой формы. Его фирменный стиль породил целое направление в испанской литературе, которое принято называть «гонгоризмом».

Гений Уильяма Шекспира во многом состоял в том, что его творчество трудно отнести к какой-то определённой школе. Несмотря на это, английский драматург активно использовал приёмы самых разных направлений.
К маньеризму он обращался особенно часто и продуктивно: в главных пьесах Шекспира хаос и противоречия составляют важную часть художественной вселенной, а сам мир находится в состоянии распада. Достаточно вспомнить «Гамлета», где классический сюжет о мести превращается в грандиозную трагедию о несовместимости человека и эпохи, отдельной личности и традиции.
