
Авторство многих известных книг – загадка, достойная расследования. Особенно, когда история текста уходит вглубь веков. Современные авторы тоже любят добавить интриги в своё творчество. А потом её раскрыть: Стивен Кинг и Джоан Роулинг, например, пишут под псевдонимами, которые всем давно известны.
Но вот выяснить, скрывался ли кто-то под именем Уильяма Шекспира, коллектив ли авторов стоял за гомеровским эпосом – не так просто! Этим веками занимаются профессиональные исследователи, но окончательные точки в делах так и не стоят.
Мы расскажем о главных и пока недоказанных теориях литературного мира. Поэтому можете выбрать ту версию, которая нравится вам больше.
Единственное «изображение» автора «Илиады» и «Одиссеи» доступное читателю – это скульптура слепого старика. Но некоторые исследователи предполагают, что за поэмами стоит целый коллектив авторов. В пользу этого говорят разные стили текста и особенности языка. А ещё временные рамки. Предполагаемый Гомер жил до эпохи письменности, а значит, если и был автором, то только устной версии. «Гомеровский вопрос» – а именно так ученые называют это направление – остаётся открытым. Получается, автор знаменитых поэм – ещё один древнегреческий миф.
Наравне с «гомеровским» филологов и историков занимает «шекспировский» вопрос. Существование человека по имени Уильям Шекспир учёными скорее не оспаривается. Они соглашаются, что он жил на свете, и был актёром из Стратфорда. Вот только по версии исследователей, которых ещё называют антистратфордиацами, все знаменитые трагедии и комедии написал не он, а автор, пожелавший остаться неизвестным. Среди их аргументов – несоответствие фактов жизни актёра тому, что и как он описывал в своих пьесах и сонетах. И «претендентов» на то, кто мог оказаться настоящим автором, уже несколько десятков.
Автору романа-эпопеи «Тихий Дон» было всего 22 года на момент её публикации. И этот факт сразу дал почву для конспирологии. Мог ли автор написать его самостоятельно, или у него были помощники? А может, это вообще украденная рукопись? Роман полон исторических и архивных сведений, отсылок к другим книгам, примеров казачьего фольклора. Исследователи сомневаются, что у Шолохова был доступ к этой информации и время её так детально изучить. Но хоть какое-то участие Шолохова в создании «Тихого дона» никто не отвергает, как минимум редакторская роль достаётся ему в каждой версии.
Как мы и писали в начале, в наши дни загадки могут раскрываться прямо на глазах читателя! На Трейси Вульф, например, подала в суд другая писательница – Линн Фримэн. Она настаивает на том, что серия «Жажда» родилась из её рукописи, которую она отправила в издательство. К иску прикреплены целых 60 страниц с рассказом о сходствах изначального текста с опубликованными книгами.