
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+
Что будет, если смешать фантастику, хоррор и фэнтези, а ещё добавить щепотку нуара, киберпанка и лавкрафтовского ужаса? Получится роман из жанра New Weird — «новые странные». Его авторы отказываются от типичных канонов и создают зачарованные миры на стыке реальности и сна.
Ещё в 19 веке появился жанр weird fiction — «странные истории». К нему можно отнести Говарда Лавкрафта, Эдгара Аллана По, Франца Кафку, которые раздвинули рамки жанров хоррора и фэнтези. Эти авторы создавали книги, соединяющие мрачную магическую атмосферу, необъяснимый ужас и абсурд.
Дело классиков в 21 веке продолжили «новые странные», New Weird.
По словам Джеффа и Энн Вандермеер, одних из главных представителей жанра, New Weird — литературное направление, которое разрушает каноны традиционного фэнтези, хоррора и научной фантастики. Классические жанры авторы берут как отправную точку и от неё строят свои причудливые миры. От постмодернизма «новые странные» отличаются тем, что не пытаются намекнуть на современную реальность, а работают скорее с сюрреализмом и смешением канонов.
А самое главное — это «странность». Читая книги, можно почувствовать саспенс триллера, ужас хоррора и сюрреализм, как в кафкианских историях. Похожую атмосферу можно почувствовать с помощью видеоигр, например, Control: в ней рассказывается про огромную нью-йоркскую штаб-квартиру, связанную со сверхъестественным. А ещё кино: вспомним «Лабиринт Фавна» с его монстрами.
«Новые странные»:
— ломают устои: авторы смотрят шире жанровых рамок, переплетают между собой разные направления и доводят сюрреализм до максимума.
— строят мрачные антиутопичные миры с элементами гротеска, стимпанка или научной фантастики, чаще описывают городские просторы, в отличие от классического фэнтези.
— вызывают у читателей чувство тревоги. Но это не ужас, как в типичных хоррорах, а ощущения, которые ближе к трансгрессивной литературе, чьи герои-бунтари пытаются вырваться за границы дозволенного в обществе.
— несмотря на фантасмагорические сюжеты, писатели добавляют в пространства реалистические детали.

Две первые книги цикла, где смешались боди-хоррор, космоопера, киберпанк и нуар.
В громадном мегаполисе Панктауне на планете Оазис люди делят пространство с другими существами. Здесь простой клерк Кристофер сталкивается с тьмой, когда его девушка однажды решает провести страшный ритуал.

Две истории от популярного автора жанра — «Борн» и «Странная птица. Мёртвые астронавты». В первой писатель расскажет о странном существе с необычными способностями, которое мусорщица находит в разрушенном городе будущего. А во второй раскроет тайну Города без названия, постапокалиптического мира, где живут люди и Иные.

Шоу пережил нервный срыв, но теперь постепенно возвращается к жизни: у него появилась комната, работа и свидания с женщиной Викторией. Пока она ремонтирует дом матери, герой уходит от шумного города подальше на окраины. И, кажется, начинает понимать, что оказывается в центре истории, похожей на заговор.

В романе «Восставший из ада» парень Фрэнк Коттон идёт по следам внеземных удовольствий, но находит лишь вечные страдания, которые в других мирах становятся блаженством. А сюжет книги «Ночной народ» строится на навязчивой идее молодого человека Буна о том, что он — хладнокровный убийца.

Как описать жуткий мегаполис Торенбюрген? Это город, сочетающий черты шумного Нью-Йорка и страшного Освенцима. Именно в таком пространстве со своими приспешниками обитает Лорд Хоррор — бывший пропагандист из нацистской Германии, который только и думает о том, где достать новых жертв.

Республика Красной Долины 20 лет существовала на границе реальности и сна. Но всё изменилось, и между фракциями началась война. Лишь один генерал знает тайну, которая разом может положить конец кровопролитию. Но его разум уже медленно распадается…