
Возможно, самые тяжёлые воспоминания из школьного курса по литературе связаны с одами Михаила Ломоносова и Гавриила Державина, комедиями Дениса Фонвизина или пьесами Мольера. На первый взгляд литература 17–18 веков действительно кажется скучной и сложной. Но мы попробуем доказать, что это не так!
Как и почти всё в европейской литературе, классицизм придумали французы. В начале 16 века во Франции закончился период раздробленности и установилась абсолютная монархия. С этого момента и до Великой революции 1789 года продолжается период, который историки называют Старыми режимом. Абсолютная власть короля считалась чем-то священным, мир представлялся гармоничным и совершенным. И литература должна была соответствовать.
Разрабатывать новую литературную теорию принялся главный критик того времени – Никола Буало. Он написал поэму «Поэтическое искусство», в которой изложил главные установки классицизма, завещал своим коллегам учиться у античных авторов и вообще создал настоящий кодекс французского поэта.

Люди того времени считали, что искусство должно стремиться к той гармонии, которая есть в природе. Эту мысль они подсмотрели у Аристотеля, а значит и лучшие образцы литературы следовало искать там же – в античности.
Классицисты стали подражать великим греческим и римским авторам. Центральную роль в культуре стала играть драма, а именно – трагедия. Главными авторами в этом жанре стали Пьер Корнель и Жан-Батист Расин, которые брали античные или эпические сюжеты и делали из них актуальную для своего времени историю. В греческих и римских оригиналах персонажами управлял рок или воля богов, а в произведениях классицистов героям приходилось в решающие моменты делать выбор самостоятельно. Поэтому за их историями так интересно следить даже нам!

Чем ближе мы подбираемся по времени к Великой французской революции, тем меньше классицизм говорит о достоинствах государственной и церковной власти. В конце концов восторг сменяется скепсисом, но сохраняется торжество разума, связанное с идеями эпохи Просвещения. Даже главный панк классицизма Вольтер, несмотря на то, что посмеивался над философией, всё же верил в личную ответственность и естественные права каждого человека.

Первым все заветы классицизма на русский язык перенёс князь Антиох Кантемир. В своих сатирах он очень искусно троллит невежд, нахалов и вообще всех людей, которые ему не нравятся. Но главное – он сумел переработать идею классицизма так, что она отлично прижилась на русской почве.
После Кантемира появление новых классиков было вопросом времени. Главными именами в русской поэзии очень быстро стали Михаил Ломоносов, Василий Тредиаковский и превзошедший всех своих коллег Гавриил Державин. Они занимались примерно тем же, чем и французы: пытались соединить античное наследие с современным языком. И получилось у них это, возможно, даже лучше. Почему? Потому что прямым поэтическим наследником Державина оказался Александр Пушкин.
Романтизм за 5 минут
Реализм за 5 минут
Натурализм за 5 минут
Постмодернизм за 5 минут