
Писательница и журналистка Маша Трауб много лет радует читателей своими историями, которые бывают забавными и лёгкими, трогательными и глубокими.

Главная героиня, как и её мама, выросла в небольшом селе. Вот только сама девушка помнит вкусный хлеб, удивительные запахи с местного базара и песни. А её мать – жестокость, несправедливость и ссоры с родными. Кто же из двух женщин прав? И почему люди по-разному запоминают одни и те же события?
Мы решили узнать, какие книги вдохновляют и занимают особое место в жизни автора. По нашей просьбе Маша Трауб составила список своих любимых историй – и сама рассказала о каждой из них.
Наверное, сначала главным был Бунин. Его «Тёмные аллеи» и «Лёгкое дыхание». Мне было лет 12 – книгу подложила мама. Подложила – в буквальном смысле слова. Вечером, на прикроватную тумбочку. Я тогда считала, что меня никто не понимает. И на все вопросы отвечала, «да» или «нет», как многие подростки. В три часа ночи мама проснулась от моего плача – я рыдала над книжкой и не могла успокоиться. После этого начала говорить, объяснять, доказывать, общаться. Бунин – обязательное чтение для всех девочек, как мне кажется. Он дает чувствам свободу.
Мне было 14, мы с мамой поехали летом в отпуск, и она провалилась в бельевой люк поезда. Все две недели мама лежала в гипсе, а я, предоставленная самой себе, проводила время в библиотеке пансионата. Там присутствовал стандартный набор – собрания сочинений. Я выбрала Стефана Цвейга. После «Амока» прочла все семь томов и до сих пор считаю, что это был самый лучший отдых в моей жизни.
Ещё был Драйзер с «Американской трагедией». Может, это покажется странным, но я считала, что это – детектив. Даже детектив-сериал. Да, это был мой сериал, на который я подсела.
В институте я учила французский. И тогда, на первом курсе, влюбилась во Франсуазу Саган и её «Здравствуй, грусть».
На мой взгляд, это блестящий женский роман. То есть роман для женщин. Тонкое, завуалированное кружево отношений. Блестящий юмор. Неспешное, долгое удовольствие в любых условиях и обстоятельствах.
Я очень люблю читать пьесы и сценарии. Горенштейн признанный мастер. Спорить о том, что лучше – сценарий или кино, можно бесконечно. Мне кажется, что сценарии – это отдельный жанр. Самостоятельное художественное произведение. Как и пьеса. На сцене и на экране пьеса и сценарий обретают новую, часто совсем иную жизнь. На бумаге у них совсем другое дыхание.
Роман «Место», пьеса «Бердичев», да, собственно, всё, что он написал. Он в принципе один из самых глубоких писателей второй половины 20 века. Многослойная, тяжелая, совершенно безжалостная к читателю проза.
Это неоконченный роман в письмах. Эпистолярный жанр совершенно потерян сейчас. На самом деле это восхитительное чтиво. «Юная леди, потерпевшая неудачу в любви – своей подруге». «Весьма бесцеремонная молодая особа – своей подруге». Это же как красиво, как точно. Ни один роман Джейн Остин, которую я очень люблю, не обходится без писем. А подписи? «Ваш пылкий обожатель», «Ваш смиренный раб»… Все произведения Джейн Остин прекрасны. Я могу перечитывать их бесконечно.
Памук чем-то напоминает Юрия Трифонова. В том смысле, что он пишет о самом разном времени, взять, например, его «Чёрную книгу» или «Меня зовут красный», пишет изнутри совершенно чужой культуры, а сами истории – как будто о нас самих сегодняшних. Из любой точки мира, из любой культуры и любого времени. За что и получил Нобелевскую премию.
Можно бесконечно перечитывать и хохотать. Опять же лучший образец того, как пишутся сериалы и что происходит, когда от жизни ничего не ждёшь. «Малавита» – каждый раз поражаюсь, как можно было такое придумать. Для взрослых детей – 16-17 лет – идеальный текст, чтобы вернуть желание читать в принципе.
А также вся его проза, сценарии, статьи, интервью. Бергман гений. Циничный, нежный, глубокий, невыносимый, жестокий. Точный и безжалостный взгляд на человеческие взаимоотношения. Настаиваю, что он великолепен именно как прозаик.
Моё последнее, совершенно ошеломляющее, открытие. Писатель – индус по национальности, родившийся в Эфиопии и работающий в США профессиональный врач. Огромный классический роман, целая вселенная. В него проваливаешься целиком и полностью и можешь выбраться, только дочитав до конца. Такая незнакомая цивилизация, и в то же время столь близкая по эмоциям и человеческим поступкам. И отменный перевод, что крайне важно.
Поскольку я мама двоих детей, не могу не упомянуть истории шведа Свена Нурдквиста. Он не только замечательный сочинитель, но и прежде всего художник, что крайне важно в детской литературе. Картинки в книжке можно рассматривать часами, находя всё новых, спрятанных за кустом или в траве, крохотных персонажей. Мои сын и дочь обожали эти книжки, когда были маленькими, а поскольку дочка рисует, то иллюстрации Нурдквиста – образец для подражания.
«Три котёнка», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и другие истории, которые Владимир Сутеев написал и проиллюстрировал. И его классические иллюстрации, например, к «Усатому-Полосатому» Самуила Маршака или «Про девочку, которая плохо кушала» Сергея Михалкова. Всё, что сделано Сутеевым, на сказках и рисунках которого выросло несколько поколений – настольные книги для самых маленьких. Это классика в собственном смысле слова – то есть то, что никогда не устаревает. И что почти невозможно превзойти.
Их алогичность кажется детям логичной. Повтор слов и ритм помогают понимать мир и учат говорить. В детской литературе это величина на уровне Маршака и Чуковского.
Это целый огромный волшебный мир, в который можно погружаться снова и снова, растягивая удовольствие, читая по главкам. Там есть всё, что буквально завораживает ребенка. Да и взрослого человека тоже. Харизматичные персонажи и чудеса, которым нет конца. А также мудрая и терпеливая Мумми-мама как образец для подражания. Детская литература из Скандинавии – лучшая (вспомним Астрид Линдгрен!) после отечественной классики.