
В начале июня в Popcorn Books выходит переиздание романа Ольги Птицевой «Сёстры озёрных вод». В 2018 году эту книгу уже выпускали в издательстве АСТ, но с тех пор писательница, автор «Там, где цветёт полынь», успела расторгнуть договор и переработать текст.
Под новой обложкой – сюжет между сном и явью, фольклором и реальностью. Главная героиня просыпается с раной на голове посреди леса и не может вспомнить, кто она и как здесь оказалась. Её спасает незнакомец, чья семья верит в лесных духов и болотных тварей.
О сверхъестественном и обыденном в тексте Ольги Птицевой рассказывает книжная обозревательница Мария Бурова.
Не совсем. Это Young Adult-роман об изматывающей действительности с фэнтезийными сюжетными дополнениями.
Сказочное в виде зазовок, упырей да кикимор – только дополнение к миру привычных для молодых взрослых проблем, в которых живут и герои, и читатели. Как в своих интервью не раз подчеркивала сама писательница, любой вымысел нуждается в реальности, чтобы наполнить художественное повествование ценностью. Пусть все вокруг шепчут заклинания, предсказывают пробуждение ужасного чудища со дна озера и носят за пазухой родовой серп для ворожбы, главное, что герои уязвимы как самые обычные люди. Они ревнуют и злятся, сдаются перед сложными обстоятельствами и избегают трудных решений, недоговаривают и обманывают.
Читателям предстоит знакомство с большой патриархальной семьёй.
Батюшка – глава рода и Хозяин леса, умеющий подчинить своей воле животных и людей. Три его супруги – Аксинья, Глаша и Поля – в основном заняты рождением и воспитанием детей и гаданием, кто же из отпрысков будет принят лесом и станет новым Хозяином после смерти старого. Дети разного возраста – Демьян, Олег, Стёпа, Фёкла, Стеша – помогают по хозяйству. К сожалению взрослых, никто из них не был избран лесом, так что умирающий Батюшка не смог передать никому свои ценные знания.
Живёт семейство в доме на краю леса в окружении фольклорной хтони и болотной жижи. Водопровода и электричества нет, зато есть наговоры, целительные травы и человеческие жертвоприношения – ужасная плата Хозяину озера за долгую и спокойную жизнь, за охрану от чудищ, живущих под водой и на болоте.

После смерти Батюшки Демьян приносит в избу раненую молодую девушку Лесю, которая в перспективе должна стать одной из новых жертв. Она ничего не помнит о своей прошлой жизни в городе, но зато постоянно видит вещие сны и может общаться с лесом. Всё это заставляет местных приглядеться к ней повнимательней.
Почти сразу становится очевидно, что все лесные тропинки ведут к Лесе, у которой когда-то была и школа, и жизнь в типичном многоквартирном доме, и мама с папой. Как и зачем она оказалась в чаще – главная загадка первой части дилогии Птицевой. Ответы спрятаны в продолжении, которое выйдет в Popcorn Books в конце лета.
Леся хочет разобраться, кто она такая, но семья Батюшки постоянно её отвлекает – жестоко убит то один член семьи, то другой. В финале «Сестёр» Леся наконец получает шанс выбраться, но какие испытания ждут её на этом пути – неизвестно.
Соревноваться с ней по степени важности для сюжета может разве что Демьян – наполовину человек, наполовину зверь, в детстве проживший какое-то время в стае волков. В нём слишком много ненависти к его кровной матери – Аксинье, и к самому себе – сыну, что не смог уйти от судьбы: оставить лес и жить самостоятельно в городе.
И хотя основных двигателей сюжета двое, говорить от первого лица предстоит каждому встречному. Все главы в книге названы по именам тех, в чьи мысли читателям предстоит погрузиться – Леся, Демьян, Олег, Аксинья, Глаша и снова Леся. Многоголосие как возможность заглянуть за ярлык, навешенный на персонажей, показать неочевидную, скрытую от глаз постороннего мотивацию.
Кандидатов на роль главного злодея много и среди людей, и среди нечисти. Временами кажется, что ни один из придуманных Ольгой Птицевой персонажей не пытается быть хорошим. Они замалчивают правду, стараются не замечать жестокости, желают друг другу смерти просто так, покрывают Батюшку – якобы Хозяина леса, а на деле убийцу и насильника. Список злодеяний длинный.
Кажется, только Леся видит каждого из лесных обитателей насквозь. И потому так торопится от них сбежать – пока ей не задурили голову до такой степени, что и она решит смириться с творящимися вокруг ужасами.
Главная идея пока не очевидна, нужно дождаться второй части. Но уже сейчас кажется, что главная критика Птицевой обращена к человеческой жестокости, которая сколько угодно может прикрываться необходимостью и роковым стечением обстоятельств. По сути своей человек, способный преднамеренно отнять жизнь другого человека – всегда злодей, как бы он не оправдывался и каким бы густым и непроходимым ни был пейзаж вокруг.