
В статье мы рассказываем о книге с рейтингом 18+
Американский писатель Джон Гришэм уже 30 лет пишет образцовые юридические триллеры, которые стали вершиной жанра. Мы выбрали семь романов Гришэма, с которых можно начать знакомство с его творчеством.

Джон Гришэм, один из самых популярных авторов юридических триллеров, заслужил международное признание благодаря захватывающим сюжетам и глубокому пониманию юридических нюансов. Его романы не только предлагают читателям увлекательный детектив, но и поднимают важные социальные и этические вопросы.
Американский писатель родился 8 февраля 1955 года в городе Джонсборо, штат Арканзас. С детства он проявлял интерес к литературе, но первоначально выбрал юридическую карьеру и окончил университет штата Миссисипи. Работая адвокатом, Гришэм столкнулся с множеством интересных и драматических дел, из которых потом черпал вдохновение для своих романов. За свою долгую карьеру Гришэм писал и книги о спорте, и романы для молодёжи, и сборники рассказов, и даже документальную прозу об ошибочно осуждённом бейсболисте. Но прославился он именно юридическими триллерами.
Первый роман Джона Гришэма, «Пора убивать» (1989), основан на реальном судебном деле. История о молодом адвокате, защищающем чернокожего мужчину, которого обвинили в убийстве двух белых мужчин, изнасиловавших его дочь, сразу же привлекла внимание читателей и критиков. Роман снискал умеренный успех, но только следующая книга, «Фирма», принесла автору мировую славу.
Борьба человека против системы – вот основная тема романов Гришэма. Его герои часто оказываются в сложных моральных и юридических ситуациях, где им приходится делать трудный выбор между карьерой, этическими нормами и личными убеждениями. Разрешая эти реалистичные моральные дилеммы, персонажи автора вытачивают свой характер. Простой и ясный, без лишних цветастостей стиль автора помогает удерживать внимание, не давая читателям отвлечься. Он умело использует юридическую терминологию, не перегружая текст сложными профессиональными терминами, позволяя читателям легко погружаться в атмосферу юридических баталий и судебных разбирательств.

Этот роман рассказывает историю выпускника юридического факультета Гарварда Митча Макдира, который устраивается на работу в престижную фирму. Вскоре он обнаруживает, что его новые работодатели связаны с мафией и занимаются отмыванием денег. Поставленный перед выбором: либо сотрудничать с ФБР, либо стать соучастником преступлений, – Митч оказывается в смертельной опасности.
«Фирма» стала международным бестселлером и была экранизирована в 1993 году с Томом Крузом в главной роли. Невероятно, но книгу, которая в итоге разошлась семимиллионным тиражом, сначала не хотел брать ни один издатель. Гришэм рассказывал, что все 10 лет, пока работал юристом, он чаще всего представлял интересы маленьких людей в сражении с большими корпорациями, и эти воспоминания он использовал в сюжете книги.
По слухам, Гришэм писал свою героиню, имея в виду Джулию Робертс, и она сыграла эту роль вместе с Дензелом Вашингтоном в экранизации через год после выхода книги.

Джон Гришэм признался, что однажды очень разозлился, когда кто-то на вечеринке ему сказал, что он просто пишет сценарии. Хотя по роману «Клиент» в конечном итоге и был снят блокбастер (с Сьюзан Сарандон и Томми Ли Джонсом в главных ролях), оригинальная история Гришема об 11-летнем мальчике из Мемфиса, который раскрывает тайну убийства сенатора мафией, ценна сама по себе: помимо захватывающего сюжета, роман отличают атмосферные описания жизни мальчишки, напоминающие романы Марка Твена.
Когда Гришэм был удостоен престижной премии Библиотеки Конгресса США за творческие достижения в области художественной литературы, организаторы назвали его настоящим самобытным американским писателем – за умение поместить убедительно прописанных героев в увлекательный водоворот свежих и искусно поданных сюжетов.

«Золотой дождь», шестой роман Гришэма, вскрывает изъяны американской правовой системы. Молодой юрист принимает участие в судебном разбирательстве против крупной страховой компании, которая отказалась выплачивать страховое возмещение бедному парню, обречённому из-за этого на медленную смерть от лейкемии.
Автор сказал, что главный герой, начинающий юрист из Мемфиса, который в своём первом деле борется с несправедливостью, возможно, самый любимый из созданных им персонажей. Главную роль в экранизации исполнил Мэтт Дэймон, а режиссёром стал сам Фрэнсис Форд Коппола.

Даже в 60 лет Гришэм остается непревзойдённым рассказчиком. Роман «Блюстители», захватывающая история наших дней о реабилитации жертвы неправосудного приговора, отправленного на пожизненное заключение за убийство, которого он не совершал. Роман, основанный на реальном случае судебной ошибки и черпающий вдохновение из собственного религиозного воспитания Гришэма, рассказывает о трудоголике адвокате и священнике Епископальной церкви по имени Каллен Пост, который известен как «адвокат невиновных». Пост берётся за дело 20-летней давности, но вскоре понимает, что некая влиятельная организация намерена помешать ему разворошить прошлое.
Джон Гришэм оказал значительное влияние на жанр юридического триллера, привнося в него элементы социальной драмы и постоянно подвергая героев необходимости делать моральный выбор. Он показывал юридическую профессию с другой стороны, раскрывая её сложные и противоречивые аспекты. Его книги вдохновили многих авторов и были неоднократно экранизированы.
Писатель не только развлекал читателей, но и заставлял их задуматься о проблемах правосудия и этики. Его успех помог другим писателям войти в нишу процедуральных триллеров и детективов: Скотт Туроу, Майкл Коннелли и Лиза Скоттолини называли Гришэма своим учителем. Благодаря Гришэму юридические триллеры стали важной частью современной литературы и кино.