
Творчество Пушкина – совершенно уникальное явление для русской литературы. Уже два столетия его произведения не теряют актуальности, а самые авторитетные литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, как их следует понимать. Впрочем, не только профессиональные критики высказывали свою точку зрения на творчество Пушкина – этим занимались и некоторые его коллеги. В их числе был и Фёдор Достоевский.
Свою знаменитую речь о творческом наследии Пушкина и романе в стихах «Евгений Онегин» Достоевский произнёс в 1880 году на заседании «Общества любителей русской словесности». Позднее она была опубликована в «Дневнике писателя». Речь имела ошеломительный успех, а слова восхищения Фёдору Михайловичу высказывали и западники, и славянофилы. Всё дело в том, что Достоевскому удалось высказать свою точку зрения одновременно аргументированно и эмоционально. Благодаря этому сочетанию он покорил сердца и умы всех своих слушателей.
Фёдор Михайлович начал свою речь с того, что отдал должное гению Пушкина. Хвала уникальности и непревзойдённости великого поэта проходит через всё выступление красной нитью. Поскольку большая часть речи посвящена «Евгению Онегину», гениальность Пушкина писатель доказал именно на примере этого романа в стихах.

Достоевский дал самому Онегину оценку, отличную от мнения других критиков. Он считал, что Пушкин смог передать характер «русского скитальца», человека думающего, но лишённого цельности и деятельной стороны. Он не восхищался главным героем, но и не подвергал его яростной критике. По правде говоря, Достоевский считал центральной фигурой произведения вовсе не Онегина.
Гораздо более важным персонажем писателю представляется Татьяна. По его мнению, именно возлюбленную Онегина можно назвать положительной героиней, «твёрдо стоящей на своей почве». Татьяна любит Онегина, но понимает его лучше, чем он сам. В знаменитой сцене, когда девушка изучает книги в кабинете Евгения, она осознаёт фальшивость его характера и называет Онегина пародией. К такому же выводу пришёл и Достоевский: он говорил, что гениальность Пушкина заключается в точности изображения этих двух контрастных типов. С одной стороны есть Онегин – тот самый русский скиталец с неприкаянной душой и вечным нравственным поиском, а с другой – цельный и сильный «образец бесспорной красоты» в лице Татьяны.
Подытоживая свою речь, Достоевский обратился к своей знаменитой идее особого предназначения России. Творчество Пушкина в его понимании – это неоспоримое доказательство тяги русского народа к примирению любых противоречий. Этим и объясняется подобная интерпретация «Евгения Онегина». С точки зрения Достоевского Татьяна как воплощение русской женщины – и есть ключ к этому примирению. Онегин ещё не готов это разглядеть, но в этом никто, кроме него, не виноват.

Список людей, бравшихся за комментирование «Евгения Онегина» ещё до выступления Фёдора Михайловича, включал знаковые для русской литературы имена. Наиболее известными были сочинения Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева, представляющие две противоположные точки зрения на великий роман.
Белинский определил «Евгения Онегина» фразой, ставшей крылатой: «энциклопедия русской жизни». Он оценил силу и масштаб героя, которого Пушкин выдвинул на первый план. Белинский увидел в нём «страдающего эгоиста», человека, обречённого вести праздный образ жизни по причине своей чувствительности и отрешённости от своих соотечественников.

Писарев же вовсе не считал «Евгения Онегина» выдающимся произведением. Он полагал, что Пушкин не заслуживает такой высокой похвалы, а его роман в стихах – всего-навсего лёгкий и несерьёзный фельетон. В Онегине Писарев не увидел тонко прорисованный национальный характер и счёл его никчёмным и малообразованным молодым человеком с ленивым умом. Образ Татьяны впечатлил его не больше: по мнению Писарева, героиня воплощала в себе исключительно отрицательные черты русского менталитета. Несмотря на то, что статья Писарева блестяще и остроумно написана, его точку зрения на творчество Пушкина в целом и на роман в частности можно назвать радикальной.
Дискуссия о творчестве Пушкина невозможна без осмысления масштабных вопросов: путей развития русской литературы, текущего состояния культуры и назначения поэта в целом. Позиция Писарева, выступившего с резкой критикой романа, легко объяснима его философскими и политическими взглядами. В Пушкинской речи Александра Блока, которую тот произнёс в 1921 году, сложно не увидеть намёк на проблемы раннесоветского периода.
Комментируя роман «Евгений Онегин», каждый из критиков иллюстрировал собственные философские и эстетические идеи. Соглашаться с ними или нет – выбор каждого. Бесспорно одно: только фигура такого масштаба, как Пушкин, может на протяжении почти двухсот лет вызывать подобные споры и провоцировать движение мысли.