
Если Стивена Кинга называют королём ужасов, то Холли Блэк можно по праву назвать королевой фэнтези. Она написала более 30 романов для подростков, многие из которых стали бестселлерами New York Times. А в 2008 году вышел полнометражный фильм по мотивам её книг – «Спайдервик: Хроники».
Предлагаем ненадолго погрузиться в удивительный мир Холли Блэк и узнать, как писательница работает над своими книгами и откуда берёт идеи.

В одно ужасное утро Джуд и её сестры видят, как их родителей убивают прямо у них на глазах. Убийца похищает всех девушек в мир Фейри, где Джуд оказывается при королевском дворе. Она постоянно терпит насмешки от королевской семьи за то, что она – человек. Когда Джуд становится старше, она понимает, что ей нужно будет принять участие в опасных дворцовых интригах. Лестница, ведущая к власти усыпана тайнами и предательством, а на пути стоит жестокий принц Кардан…

Джуд свергла принца Кардана с трона, привязав его к себе на год и один день. Но Верховный король делает всё, чтобы её унизить. Тем временем предатель при дворе замышляет заговор против Джуд. Она должна бороться за свою жизнь и за тех, кого любит. Теперь год и один день кажутся совсем неподходящим временем...

Будучи изгнанной смертной королевой Фейри, Джуд бессильна и не может оправиться от предательства Кардана. Она выжидает своего часа, полная решимости вернуть всё, что он у неё отнял. Возможность появляется в виде обманчивой сестры-близнеца, чья смертная жизнь находится в опасности.
Если Джуд хочет спасти сестру, она должна рискнуть и вернуться в коварный двор фей, чтобы встретиться лицом к лицу со своими давними чувствами к Кардану. Но Эльфхейм не таков, каким она его оставила. Назревает война. И когда дремлющее, но могущественное проклятие высвобождается, паника распространяется по всей стране, заставляя её выбирать между своими амбициями и человечностью.

В новой книге Холли Блэк рассказала предысторию главного персонажа цикла «Воздушный народ» короля Кардана! Каким было его детство? Как повлияло на него знакомство со смертной девушкой Джуд? И что случилось после событий, описанных в последней книге трилогии «Королева Ничего»? Взрослеющий принц сам рассказывает читателям о том, какими были его детство и юность, каково было расти в семье, где его никто не любил, и почему он постоянно сравнивал себя с героями страшных тролльих сказок.
Вы всегда хотели стать писателем?
Всегда. Я придумывала истории с самого детства. Я написала очень плохой роман, когда мне было лет 13 или 14. Недавно я читала его вслух к всеобщему хохоту. Это был ОЧЕНЬ плохой роман – своего рода смесь из «Властелина колец» и «Интервью с вампиром». Чтобы найти свой стиль и написать хорошую книгу требуется время. Продолжайте писать, несмотря на то, что говорят о вас критики из интернета.
Как вы пришли к жанру Young Adult?
Когда я написала свою первую книгу, я не думала о ней как о книге в жанре Young Adult. Я считала её книгой для всех возрастов. Это история о девушке, которая в 16 лет узнаёт о своём магическом происхождении. Если бы она узнала об этом в 13, то мы бы все, наверное, усомнились в её умственных способностях. Так что я об этом вовсе не думала, а потом встретила библиотекаря, который сказал мне: «Думаю, это книга жанра Young Adult». Я книги этого жанра давно не читала, а это было в 2000 году. Он дал мне почитать Гарта Никса и Тэмми Пирса, и я поняла, насколько удивительный это жанр. В нём большой простор для экспериментов, и я очень захотела стать его частью.
Какой путь вы проходите от изначальной идеи до первого черновика?
У меня достаточно сложный рабочий процесс с большим объёмом редактуры. Я пишу ещё до того, как у меня полностью сформировалась идея, и такой первоначальный выплеск на бумагу позволяет мне увидеть, в каком направлении будет развиваться история. Затем я сажусь и в свободной форме планирую оставшуюся часть книги или серии. Иногда я могу устроить мозговой штурм с друзьями, иногда – уйти в тихое место и сделать для себя какие-то заметки, а зачастую – и то, и другое. Потом я пишу до тех пор, пока не почувствую, что в книге что-то не складывается, и мне нужно вернуться и переработать отдельные моменты, прежде чем я снова продолжу. Я пробовала заставлять себя сначала дописывать первый черновик, но не смогла. Когда что-то не так, руки так и чешутся это исправить, и я не могу связать воедино историю, пока я всё не поправлю. Хотелось бы поменять подход к работе, но пока мне этого сделать особо не удалось.
Опишите свой творческий процесс? Есть ли в нём что-то необычное?
У меня не сильно необычный рабочий процесс, хотя я уверена, что некоторые сочли бы его неэффективным. Я пишу небыстро, и для меня процесс написания первого черновика мучительный и нервирующий. Обычно я начинаю с персонажа, места действия и образа, который вызывает у меня определённое чувство. Как парикмахер, проверяющий стрижку в процессе, я проверяю ход развития сюжета и смотрю, к месту ли приходятся новые элементы или нет. Большая часть процесса – будь то обсуждение сюжета с другими людьми, самостоятельная работа над ним или вообще переписывание сюжета – это поиск подходящей истории. Я много редактирую черновик, часто возвращаюсь к началу, снова и снова, чтобы исправить что-то, потому что я очень сильно изменила историю. К тому времени, как я дохожу до конца первого черновика, я уже много раз перерабатываю начало. Затем, когда я, наконец, доработаю черновик до такой степени, что мне кажется органичным, я начинаю совершенствовать книгу. Я могу глубже проработать персонажей, отполировать описание, переосмыслить детали и повысить ставки. Именно тогда книга оживает, и это то, что мне по-настоящему нравится.
Есть ли в ваших рассказах истории из детства?
Несомненно! Как писатель, я считаю, что мы постоянно черпаем идеи из нашего детства, из нашей жизни, от наших друзей и из наших увлечений. Например, моя типичная привычка рассказывать истории друзьям, когда они уже хотят, чтобы я прекратила, а также моя любовь исследовать мир после наступления темноты. При описании природы многие пейзажи я взяла из своего детства. В моих книгах очень много от меня самой.
Действие многих ваших книг происходит в заколдованному лесу. Почему он стал для вас таким привлекательным местом?
В сказках лес – это пограничное пространство. Место, где обитают ведьмы и волки, место, где можно прятаться от злой королевы, место опасности и трансформации. Но и в пригороде лес – тоже пограничное пространство. Место, в котором вы можете играть и чувствовать себя очень далеко от дома, даже если вы находитесь всего в нескольких кварталах от него. Поэтому лес нашёл внутри меня такой отклик.
Как вы думаете, почему лес занимает центральное место в сказках?
На мой взгляд, это чрезвычайно яркое олицетворение природного хаоса в противопоставлении городскому порядку.
Какой совет вы бы дали начинающим писателям?
Вот лучший совет, который я когда-либо получала или давала: во-первых, пишите, чтобы доставить удовольствие читателю в себе, а не писателю в себе. Во-вторых, заканчивайте то, что начали. В-третьих, если вы не против этой идеи, найдите человека, который мог бы критически оценивать ваши произведения.