Стивен Кинг — король не только хорроров

Стивен Кинг — король не только хорроров

Творчество Стивена Кинга за пределами жанра ужасов

В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

На одном из своих выступлений Стивен Кинг рассказывал, как однажды его узнала женщина, и тут же начала ему говорить, что не понимает, как кому-то могут нравятся жуткие истории, которые он пишет. По её словам, она отдавала предпочтение историям со смыслом вроде «Спасения из Шоушенка». Когда же Кинг отметил, что эта повесть тоже вышла из-под его пера, собеседница ему не поверила.

Эта курьёзная в общем-то ситуация наглядно демонстрирует, насколько прочно в массовом сознании имя Стивена Кинга связано с хоррорами. Хотя его по праву именуют «королём ужасов», творчество автора действительно не ограничивается хоррорами.

В этом году выходят сразу несколько экранизаций романов Кинга, не относящихся к ужасам — недавно стартовал сериал «Институт», а на осень запланирована премьера фильма «Бегущий человек». В честь этого мы решили напомнить, в какие ещё направления литературы Стивен Кинг внёс заметный вклад.

Больше о Стивене Кинге:

10 экранизированных книг Стивена Кинга

Шарики, клоуны, машины-убийцы: что нужно знать о Стивене Кинге

Король не только хорроров

Кинг под прикрытием

Когда Стивен Кинг делал первые шаги в литературе, издательства считали, что автору не стоит выпускать больше одной книги в год — чтобы не распылять внимание читателей. Но писатель мог и хотел выпускать книги чаще, а однажды решил устроить себе проверку — добьётся ли он нового успеха с произведениями, на обложках которых не было бы его имени.

Поэтому в 1977 году Кинг начал публиковаться ещё и под псевдонимом Ричард Бахман. Первой книгой, вышедшей «у Бахмана», была «Ярость» — психологический триллер о старшекласснике, устроившем стрельбу в школе. Роман по-своему не менее пугающий, чем ужасы Кинга, и в США с годами он подвергся резкой критики — книгу обвиняли, что она провоцирует подростков на совершение подобных преступлений. Поэтому со временем автор решил больше не переиздавать её.

Следом под именем Бахмана авторы впустил ещё один сугубо реалистичный роман — «Дорожные работы», о человеке который лишается всего, что было ему дорого, а ещё пару антиутопий — «Долгая прогулка» и «Бегущий человек». Любопытно, что обе посвящены жестоким развлечениям, возникающим в тоталитарной Америке.

Долгая Прогулка. Бегущий человек
Стивен КингДолгая Прогулка. Бегущий человек
58
28
1 061 ₽ 899 ₽

В 1985 году сотрудник одного из вашингтонских книжных магазинов, Стив Браун, заметив сходство в произведениях Кинга и Бахмана, предположил, что они могут быть написаны одним автором, а после нашёл документы, подтверждающие эту теорию. Он связался с Кингом, и писатель сам посоветовал тому выпустить статью со своими открытиями, а также дал ему интервью. Со временем книги, изначально публиковавшиеся под псевдонимом, начали выходить и с именем Кинга на обложке — хотя впоследствии и у Бахмана вышли ещё две книги.

Фантастика, как инструмент

Примерно в то же время, когда «началась литературная карьера» Бахмана, Стивен Кинг дебютировал в фантастике под своим собственным именем. В 1978 впервые увидел свет «Противостояние», который автор писал с намерением создать историю сопоставимую по эпичности с «Властелином колец». Из-за размаха и обилия сюжетных линий книга давалась Кингу нелегко, и в первой редакции романа он не смог реализовать все задумки. Поэтому спустя 12 лет он выпустил расширенную версию «Противостояния», которая в таком виде стала самым объёмным внецикловым романом писателя. События начинаются с того, что глобальная эпидемия губит миллионы людей и фактически разрушает современную цивилизацию — причём Кинг подробно и с пугающей убедительно показывает, как это происходит. Затем действие переносится в постапокалиптическое будущее, где немногие выжившие пытаются построить новое общество.

Противостояние
Стивен КингПротивостояние
357
39
1 533 ₽ 1 299 ₽

Уже по «Противостоянию» заметен подход Кинга к фантастике. Автора явно не слишком интересуют фантастические идеи сами по себе — для него они по сути дела просто инструмент, чтобы показать поведение персонажей или общества в неординарных ситуациях или в увлекательной форме исследовать тревожащие его темы. Эти же слова справедливы и по отношению к более поздним фантастическим работам писателя.

В «Под куполом» сюжет закручен вокруг маленького городка, который внезапно оказывается отрезан от остального мира непроницаемым барьером. Здесь Кинг с помощью фантастического допущения показывает жизнь сообщества людей, оказавшегося в вынужденной изоляции.

На страницах «11/22/63» автор даёт главному герою возможность путешествовать во времени — в один конкретный момент — и шанс изменить ход истории. Посредством тривиального для фантастики допущения, Кинг исследует убийство Кеннеди и даёт свой ответ на вопрос, был ли тот убит стрелком-одиночкой.

11/22/63
Стивен Кинг11/22/63
402
53
707 ₽ 599 ₽

А в «Институте» основное действие разворачивается в секретном правительственном учреждении, сотрудники которого похищают и используют детей, обладающих паранормальными способностями. По словам самого Стивена Кинга, эту книгу он писал с целью привлечь внимание читателей к проблеме исчезновения детей.

Институт
Стивен КингИнститут
651
60
1 356 ₽ 1 149 ₽

Эпическая сага на стыке жанров и фэнтези для дочери

В 1978 году на страницах журнала The Magazine of Fantasy and Science Fiction вышла повесть «Стрелок» о страннике, который в пустоши преследует таинственного человека в чёрном. Работать над этой повестью Стивен Кинг начал ещё в 1970 году, а со временем из неё «вырос» цикл «Тёмная башня», работа над которым растянулась на несколько десятилетий. Финальный роман цикла увидел свет в 2004 году, а спустя восемь лет Кинг вернулся в мир «Тёмной башни» с романом спин-оффом.

Тёмная Башня
Стивен КингТёмная Башня
5
2
742 ₽ 629 ₽

Главным героем цикла выступает Роланд Дискейн – последний представитель ордена стрелков, которые много поколений были хранителями порядка в Срединном мире. Роланд странствует по нему, переживая множество испытаний и опасностей, в поисках легендарной Тёмной башни, которая считается сердцем всего мироздания.

«Тёмная башня» стала самым грандиозным циклом Стивена Кинга и вобрала в себя элементы множества жанров. Здесь переплетаются фэнтези, постапокалипсис, научная фантастика и вестерн, да и без элементов хорроров не обошлось. Но есть на счету Стивена Кинга и чистокровное фэнтези – «Глаз дракона». Этот роман о юном наследнике престола, который становится жертвой интриг коварного мага и должен бросить ему вызов, изначально не планировался для публикации. Если старший сын Кинга с удовольствием читал его романы-ужасов, то дочь не проявляла к ним никакого интереса. Тогда-то он и взялся написать что-то, что придётся ей по вкусу – фэнтези. Сначала Кинг выпустил роман за свой счёт – тиражом всего в тысячу экземпляров, но со временем «Глаз дракона» всё-таки получил полноценное издание, стартовый тираж которого составил уже миллион.

Глаза дракона
Стивен КингГлаза дракона
157
31
Только в магазинах

Триллеры – с мистикой и без

Как отмечал сам Стивен Кинг, широкая читающая публика впервые начала воспринимать его, как автора не только хорроров, после релиза в 1982 году сборника «Четыре сезона». В него вошли четыре повести, в том числе «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», которые предлагали читателям сюжеты напряжённые и драматические, но не призванные пугать. Три из четырёх повестей даже не содержат каких-то сверхъестественных элементов – это сугубо реалистичные истории. Этот сборник Кинг выпускал с намерением доказать читателям, что не стоит считать его автором одного жанра. «Четыре сезона» действительно принесли желаемый эффект, впрочем преданные читатели Кинга ещё раньше могли убедиться, что он способен ярко проявлять себя не только в хоррорах.

Четыре сезона
Стивен КингЧетыре сезона
169
32
860 ₽ 729 ₽

Тремя годами ранее увидел свет психологический триллер «Мёртвая зона», в котором содержалось сверхъестественное допущение, но вводил его Кинг не для того, чтобы пугать читателя. Здесь главным героем выступал школьный учитель, который после тяжёлой аварии и нескольких лет, проведённых в коме, обретает способность, соприкасаясь в людьми или предметами, заглядывать в их прошлое и будущее. Столкнувшись с амбициозным политиком, и увидев, что его возможный приход к власти будет иметь катастрофические последствия, главный герой решается пойти на убийство.

Аналогичным образом – как катализатор драматического сюжета, а не источник страха – Кинг использует мистику и в романе «Зелёная миля», который с уверенностью можно назвать одной из вершин его творчества.

Зелёная миля
Стивен КингЗелёная миля
440
77
506 ₽ 429 ₽

Порой романы Кинга обходятся и вовсе без мистических и сверхъестественных элементов. Таковы, например, «Парень из Колорадо», ставший первым детективом автора. Или «Билли Саммерс» о киллере, который готовится выполнить очередной заказ, а попутно пишет книгу о своём прошлом и берётся защищать девушку, попавшую в неприятности.

А вот в цикле «Билл Ходжес и Холли Гибни» соседствуют реалистичные детективы и книги, в которых находится место сверхъестественному. Скажем, в первом романе цикла, «Мистер Мерседес», сюжет построен вокруг противостояния отставного полицейского Билла Ходжеса и маньяка, чьё прозвище дало название книги. А вот в вышедшем позднее «Чужаке» частный детектив Холли Гибни расследует страшное убийство, в котором обвинили невиновного человека, и на самом деле совершённое преступником с паранормальными способностями.

Мистер Мерседес
Стивен КингМистер Мерседес
39
17
565 ₽ 479 ₽

Даже если вы не любите ужасы, у Стивена Кинга есть немало романов, которые вполне могут прийтись по вкусу. А ещё, кроме его художественных произведений, можем порекомендовать «Как писать книги», дающую отличную возможность заглянуть за кулисы творческого процесса одного из самых популярных авторов современности.

Как писать книги
Стивен КингКак писать книги
156
29
435 ₽ 369 ₽

Почему авторы начинают писать в других жанрах?

Не только Стивен Кинг