
В 1830-ые годы европейская литература переживала важнейший переходный этап. Романтизм зашёл в тупик и начал подвергаться критике, а люди захотели читать книги про актуальные события. Отчасти это было связано с новыми политическими идеями: во многих странах активизировались левые движения и закипала борьба с существующим порядком. В этих условиях у литературы не было выбора – ей пришлось измениться.
В конце 1820-х годов главными именами в европейской литературе были Виктор Гюго, Вальтер Скотт и Фенимор Купер. Несмотря на то, что формально этих авторов принято относить к романтикам, в их книгах уже тогда начинали появляться черты новой литературы:
1. Все они стали предпочитать прозу поэзии;
2. Герои их книг не отправлялись в волшебные миры или экзотические путешествия, а участвовали в реальных исторических событиях.
Так стало очевидно, что литература начала движение в сторону большей актуальности.

Постепенно новые авторы, выросшие на книгах Виктора Гюго и Вальтера Скотта, начали понимать, что описания прошлых эпох уже не так интересны, как описания характеров. Поэтому им пришлось обратиться к современности – гораздо проще составить психологический портрет знакомого человека, а не рыцаря из 12 века.
В числе этих новых авторов одной из центральных фигур был Стендаль. По мнению большинства учёных, его роман «Красное и чёрное» открыл эпоху реализма. Несмотря на сдержанную реакцию широкой публики, влияние этой книги на литературу невозможно переоценить.

Начиная с 1830-х годов, писатели начинают всерьёз интересоваться тем, как происхождение героя влияет на его характер. Эти идеи наиболее ярко выразил Оноре де Бальзак в предисловии к своей знаменитой «Человеческой комедии». По словам Бальзака, типы людей – солдат, бездельник, чиновник и так далее – различаются так же, как и виды животных. Только в людях эта грань тоньше, а значит увидеть её и описать писателю сложнее, чем биологу. Эту задачу ставили перед собой многие авторы 19 века, но только некоторые добились впечатляющих результатов.

Одной из важнейших целей реализма было стремление изображать типичные характеры, повороты судьбы и события. Ведь для того, чтобы понять общество, нужно описать его постоянные элементы, а не уникальные явления. Это ещё одно отличие реалистов от романтиков – новых писателей интересовали вещи, которые на первый взгляд могут показаться очевидными или даже скучными. Мастерство заключается в том, чтобы заинтересовать читателя такими героями и событиями.

Вторую половину 19 столетия в русской литературе принято считать её «золотым веком». Писатели-реалисты вроде Ивана Тургенева или Льва Толстого подняли творческую планку так высоко, что достичь подобного уровня даже сегодня не удалось почти никому. Возможно, дело было в богатом материале, ведь русская действительность – настоящий подарок для любого автора.. Нам остаётся только радоваться такому стечению обстоятельств и раз за разом перечитывать их гениальные книги.

Романтизм за 5 минут
Натурализм за 5 минут
Постмодернизм за 5 минут