
Катя Матюшкина – настоящий современный классик детской литературы. Писательница, художник, сценарист, детский поэт… И если вы по какой-то случайности вдруг ещё не слышали её имени, то наверняка знакомы с её удивительными, смешными, немного неуклюжими, но всегда добрыми персонажами. Детективы Фу-Фу и Кис-Кис, великий сыщик Кот да Винчи, безалаберный Кролик… Совсем недавно к этой плеяде добавился новый герой – очаровательный Медвежик, герой книги «Мой милый Медвежик. Хорошо там, где ты есть».
Книги Кати расходятся миллионными тиражами – уже более 3 000 000 читателей смеются, узнают новое и разгадывают загадки вместе с её героями. Дети мгновенно сметают тиражи книг Кати из магазинов – а всё потому, что этот автор умеет разговаривать со своей аудиторией на одном языке, прекрасно понимает детское чувство юмора и знает, как сделать так, чтобы ребёнок не мог оторваться от книги до самой последней страницы.
Мы поговорили с Катей об особенностях детского чувства юмора, истории создания «Медвежика» и о том, как важно быть верным своей мечте.
О, это ужасный секрет, которым я поделюсь только с вами! Мне нравится писать смешно. А дети отлично чувствуют юмор. Конечно, есть специфика и ограничения, но принципы создания комичных ситуаций одни и те же, что для детей, что для взрослых. А эти приёмы я знаю отлично, тут рассказа – на целую лекцию о том, как пишутся комедии положений, гэги, юмор с двойным смыслом и так далее. Мало кто понимает, что работа писателя – это не только муза и вдохновение, это еще логика, построение текста и упорный труд. То, что, кажется, написано легко и весело, скрывает за собой тяжёлую многодневную работу.
У детей появилось больше книг, мультфильмов и игр. Теперь они воспринимают информацию ещё быстрее и не терпят тягомотины. Они любят всё более закрученные и динамичные сюжеты, лёгкие интересные тексты и ярких персонажей. К счастью, я с самого начала старалась так писать и, что меня безумно радует, сохранила своих читателей, несмотря на изменившийся мир.
«Медвежик» – это добрая уютная сказка про Зайца, который нашел себе друга.
Первая история возникла, как вспышка. Я написала её запоем за несколько дней, делая короткие перерывы на сон. А потом ушла еще неделя-две на доработку, ведь сказка небольшая. Вторую историю я начала писать, когда мне было очень плохо, и меня покинули. Поэтому Заяц идёт искать своего потерявшегося медведя и, конечно, находит.
Магия этой книги для меня в том, что я в неё вложила все свои переживания и все тепло. Ведь на самом деле эта история обо мне! И о том, как я была очень одинока, но потом нашла друзей и людей, которые меня полюбили. Каждая фраза содержит мои личные переживания. А уютный конец книги — это моя мечта о счастье. Я очень волновалась, показывая «Медвежика» издателю – раньше не писала в жанре «уютная сказка», да и текст получился личным. Но издателю понравилось, и, к моему удивлению, история нашла отклик в сердцах читателей. Каждый в ней находит нечто свое, может, даже то, что я не вкладывала в текст, но оно там как-то появилось.
Во всём есть свои прелести. Когда пишешь про уже знакомых персонажей, то погружаешься в знакомую вселенную, где всё просто и понятно. Остается только придумать захватывающие приключения и пережить их с героями. А когда пишу новую историю, меня захватывает чувство неизведанного, азарт, интерес и вызов: а получится ли у меня из этого что-то необыкновенное?
Я бы посоветовала себе, той юной и испуганной девочке, верить в собственные силы. Когда-то меня обсмеяли знакомые, прочитав мои тексты, и я на 10 лет перестала писать. К счастью, это было в юности, и у меня хватило времени перебороть страх пера. Поэтому мой совет и себе в прошлом, и тем, кто мечтает писать, – не бойтесь! Пишите! Просто не показывайте свои тексты тем, кто вас не поддержит. Пишите и будьте счастливы, создавая свои вселенные и погружаясь в тот мир, который живет в вашей душе и ищет выход.
Ваша Катя Матюшкина.




