
В 20 веке фантастику считали увлечением гиков, а уже в начале 2000-х она стала мейнстримом. В киноиндустрии фантастика – самый прибыльный жанр, а в художественной литературе – по разным данным, четвёртый по популярности.
Интерес к вымышленным мирам растёт на фоне технического прогресса. Человек желает понять, к чему приведёт развитие технологий, как повлияет на судьбу отдельной личности и целой планеты. Этот вопрос рассматривает и фантастика – научная, социальная и постапокалиптическая.
Современные авторы редко ограничиваются одной книгой: они создают многослойные сюжеты, охватывающие целые столетия и династии. Так рождаются популярные фантастические циклы, которые часто продолжают жить не только на бумаге, но и на экране. Осветить все циклы в одной статье не получится, поэтому мы остановились на двенадцати. Выбирайте истории, с которых начнёте долгое фантастическое путешествие.

Двести звёздных систем образуют единое федеративное государство Гегемония. Каждая планета в нём по-своему уникальна. Здесь есть миры, полностью скрытые океанами или горными вершинами, планеты-призраки, которые пали после завоевания, но внимание читателей приковано к периферийному Гипериону. Вместо равномерной земной коры планету опоясывают доисторические коридоры, оставшиеся после древних цивилизаций. Именно здесь обитает божество Шрайк, спрособное осуществить любое желание за плату. К этому органическому роботу отправляются семь паломников, каждый со своей целью.

События романа разворачиваются в далёком будущем в мультигалактической Империи. Люди отказались от искусственного интеллекта и развили в себе экстрасенсорные способности. Самое ценное в этом мире – меланж, или пряность, необходимая для межзвёздных перелётов и определяющая существование цивилизации. Вещество производят священные черви всего на одной планете – Арракисе, или Дюне. Это почти сплошная пустыня. Здесь живут фремены, для которых значение имеет только вода. Великие людские кланы Атрейдесов и Харконеннов ведут борьбу за власть над Арракисом и меланжем.

Учёный Гэри Селдон предрекает крах межгалактической Империи через 500 лет. Он уверен, что это неизбежно, поэтому организовывает Академию, которая после катастрофы должна стать центром возрождённого мира. Гений психоистории настолько уверен в своём плане, что убеждает всех жителей в его обязательном осуществлении. Дети с малых лет знают о неминуемом конце и будущем планеты. Но найдётся один человек, который может запросто разрушить великую теорию.

Цивилизация, прибывшая на Землю миллионы лет назад, оставила планете монолиты – необычные артефакты. Один из них, первый монолит, обучил древнего человека труду и охоте. Найти следующие артефакты предстоит команде исследователей 20 века, которые на корабле «Дискавери» отправляются в глубины неизведанного космоса.
Первую часть цикла – роман «2001: Космическая Одиссея» – Артур Кларк создал по сценарию одноимённого фильма Стэнли Кубрика. При этом в основу сюжета и книги, и кино лёг ранний рассказ писателя «Часовой».

Майлз Форкосиган – единственный сын древнего аристократического рода, владеющего большой частью планеты Барраяр. Одарённый военным талантом, он стал адмиралом флота наёмников ещё до поступления в академию. Но есть одна проблема: Майлз Родился слабым, и теперь постоянно становится мишенью для заговорщиков и убийц. Впрочем, даже это не мешает герою остроумно шутить, сверкать умом и плести интриги, справляясь с грузом неприятностей, которым обеспечила его родословная.

Человечество устанавливает контакт с пришельцами: скоро погибающая цивилизация Трисоляриса прибудет на Землю, чтобы спастись. Но не все рады возможному инопланетному вторжению, считая, что более разумные существа установят контроль над разумом людей и отберут самое ценное – свободу. Опасения сбываются, и пришельцы, проникнув на Землю, не дают человечеству развиваться. Шанс на спасение появляется вместе с группой «Отвернувшихся» – избранных, которые готовятся остановить инопланетян и вернуть контроль над планетой.

Выйдя в открытый космос, люди начинают колонизировать планеты и пытаются установить контакт с другими цивилизациями. Но поиски иной жизни приводят к пугающему факту: нечто убило пришельцев, и на месте их поселений остались только руины. Это нечто – ингибиторы, смертоносные машины, созданные, чтобы уничтожить биологический разум. Чтобы противостоять ингибиторам, землянам придётся организовать сопротивление и сражаться за место во Вселенной. Но как можно остановить машины, в которых нет ничего человеческого?

Джим Ди Гриз по прозвищу Стальная крыса – сообразительный вор и остроумный межгалактический плут. С детства обожающий изобретения, он с помощью них от скуки крадёт всё и у всех. Ограбить банк и дать себя поймать, стать президентом и поболтать с дьяволом – Гриз постоянно ввязывается в безумные приключения, не теряя обаятельности и стального спокойствия.

Вымышленная планета Хайн находится в центре Лиги Миров – межпланетного объединения цивилизаций. Принцип Лиги Миров – с уважением и пониманием относится к представителям всех галактических рас.
Книги цикла практически не связаны между собой сюжетно. Их объединяют общие темы и идеи – личная смелость и самопожертвование, важность любви и взаимопомощи, ценность жизни и гуманность прогресса.

Далёкое будущее. Человечество покоряет космос, расселяясь по разным планетам, и в процессе эволюции каждый народ становится новой уникальной расой. Развитие технологий позволит людям перемещаться в гиперпространстве, а позже – создать Галактическую Лигу.
Главный герой первой трилогии – Лючано Борготта, директор уникального театра. В нём артисты не играют сами, а управляют движениями и речью заказчиков, превращая скучные встречи в шумные вечеринки. Отправляясь на планету Китта за очередным выгодным контрактом, Лючано оказывается в тюрьме. Так начинаются приключения героя, в которых есть место путешествиям к другой планете, знакомству с големом и… рабству.

В этом мире человечество давно освоило космос и столкнулось с инопланетной расой – Чужими. Так началась беспощадная Смутная война, в которой победу одержали люди, хоть и тяжёлой ценой. После разрушительных битв выжившие объединилось в Империю, заключив мир с оставшимися цивилизациями пришельцев.
Вскоре после войны служащий космического флота, Кей Альтос, заполучает уникальную технологию «аТан». С помощью неё мужчина может воскрешать умерших, а значит, кардинально изменить жизнь Империи.

Тоталитарное государство Панем состоит из 12 дистриктов. Каждый регион отвечает за определённую функцию: рыбалку, охоту, добычу ископаемых, металлообработку. Несмотря на слаженный труд, люди бедствуют, хотя столица Капитолий утопает в роскоши.
Однажды дистрикт-13 поднял восстание, за что был уничтожен. Правители придумали, как удержать население от нового бунта и напомнить о немедленной расправе, – так появились «Голодные игры». Для участия в них каждый дистрикт должен выбрать парня и девушку – впрочем, выживет в беспощадной игре только один человек.