
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

На русском языке вышел роман «Испивший тьму», четвёртый том фэнтезийного цикла «Стальные боги». Его автор, Замиль Ахтар, живёт в Дубае и представляет волну писателей, которые самостоятельно выпускают свои книги на английском и могут добиться известности без поддержки издательств, полагаясь исключительно на свои силы. В честь выхода новинки мы решили рассказать, почему на этот цикл стоит обратить внимание.
Долгое время в эпическом фэнтези доминировали миры, основанные на западноевропейском Средневековье. Исключения, конечно, встречались, но не слишком часто. В последние годы ситуация стала меняться, и появилось немало циклов, авторы которых опирались при их создании на историю и мифологию Китая, Африки или Восточной Европы. А вот фэнтези, в декорациях Ближнего Востока, несмотря не его богатейшую историю и мифологию, всё ещё остается редкостью. Замиль Ахтар, сам будучи уроженцем и жителем Ближнего Востока, написал фэнтези, основанное именно на истории и культуре своего родного региона.
Главным источником вдохновения для него послужила эпоха Пороховых империй — могущественных исламских государств, чьё влияние, как и следует из названия, в значительной степени основывалось на успешном применении артиллерии.
Поскольку Ахтар черпает вдохновение в реальной истории, опредёлнные параллели с событиями Земного прошлого в книгах прослеживаются. Например, в первом романе сюжет закручен вокруг борьбы за древний город, лежащий на «перекрёстке миров», который явно навеян Константинополем. Большое внимание на страницах своих книг Ахтар уделяет и описанию специфических культуры и традиций Востока — причём различных его государств — что придаёт циклу этакий экзотический флёр.
При этом автор заимствует из земной истории лишь определённые образы или мотивы вроде религиозного противостояния Запада и Востока, но сюжеты и персонажи не имеют прямых исторических аналогов.

Свои первые пробы пера Замиль Ахтар делал в хорроре, и это чувствуется при чтении «Стальных богов». Сам этот цикл относить к ужасам, пожалуй, не стоит, но кровавых и жутких сцен в нём немало. Ахтар пишет тёмное фэнтези, где хватает и описаний реалистичных ужасов войны — таких как разграбления покорённых городов или казни семьи правителя, потерпевшего поражения в войне. И смертельно опасных сверхъестественных феноменов вроде кровавого облака, несущего смерть. В традициях фэнтези автор не жалеет даже главных героев, на долю которых приходится множество страданий и потерь — да и от гибели центральные персонажи в книгах Ахтара не застрахованы.
Кроме того, писатель не скрывает, что значительное влияние на него оказали произведения Говарда Лавкрафта. Мир Ахтара населён изрядным количеством могущественных потусторонних созданий — они зачастую страшны на вид, всегда опасны для людей, а те становятся лишь пешками в интригах высших сил.

Пусть падшие ангелы или джинны плетут свои многоходовые планы, а государства ведут между собой войны. Замиль Ахтар подробно это описывает, но ему удаётся сделать так, что книги воспринимаются, как глубоко личные истории нескольких центральных персонажей.
Скажем, в первом романе цикла их двое — немолодой янычар Кева, который возвращается на службу, когда его страна оказывается перед лицом вторжения врагов, и фанатичный полководец Михей Железный, стремящийся завоевать святой город. Ахтар попеременно показывает события с точки зрения каждого из них и обоих выписывает, как сильных личностей, способных на великие дела и на ужасные поступки. Не обещаем, что они покажутся вам симпатичными, но интерес и эмоции вызовут почти наверняка.
Благодаря тому, что мы видим события глазами персонажей, стоящих по обе стороны баррикад, можем взглянуть на происходящее с разных точек зрения. Такой подход к повествованию, который Ахтар использует и в других романах цикла, придаёт сюжетам дополнительной остроты и драматизма.

«Стальные боги» отличаются достаточно необычной для фэнтези структурой цикла. От романа к роману, Замиль Ахтар меняет центральных героев, места действия и даже отчасти жанр книг. Например, в первом томе протагонистами выступают прославленные воины, и на страницах книги читателей ждёт обилие сражений. Во втором томе Ахтар отходит от военного фэнтези, делает основными действующими лицами двух амбициозных женщин, а в сюжете фокусирует основное внимание на придворных интригах.
Таким образом, оставаясь в рамках одного цикла и мира, Ахтар предлагает читателям достаточно разнообразные сюжеты. И попутно он значительно расширяет географию цикла, перенося действие в различные регионы своего мира, знакомя нас с их культурой и историей. Как и Европа, Восток отнюдь не един и в нём соседствуют множество разных государств со своими традициями и интересами, что писатель демонстрирует через призму фэнтези.
У каждого из романов есть свой локальный конфликт, который получает разрешение в его финале. Но всё-таки это не серия романов, просто объединённых общим миром, а именно цикл — здесь есть сквозные герои и сюжетные линии, а события ранних томов влияют на то, что происходит в последующих, поэтому читать «Стальных богов» стоит в порядке выхода.

Цикл «Стальные боги» на данный момент не закончен, но это вряд ли повод не браться за книги Ахтара. Кроме того, что у каждого из романов имеется промежуточный финал, автор ещё и не заставляет своих поклонников долго ждать новинок. Цикл стартовал на английском в 2020 году, и с тех пор вышло четыре романа, причём все они уже изданы и на русском языке. А в этом году на английском языке у Ахтара выходит роман-приквел Death Hymns of Homara, действие которого развернётся в том же мире, но за много лет до начала основной серии.
Учитывая такую продуктивность и стабильность автора, нет оснований сомневаться, что и пятый том, который планируется как финальный, не заставит себя долго ждать.