
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

В этом апреле цикл городского фэнтези «Архивы Дрездена» отмечает 25-летие. Открывший его роман «Гроза из преисподней», Джим Батчер написал во время учёбы на писательских курсах. Поначалу он пробовал себя в традиционном эпическом фэнтези, но издать эти первые рукописи не удавалась, и наставница порекомендовала начинающемся автору создавать городское фэнтези. Сам Батчер поначалу отнёсся к этой идее со скепсисом, но всё-таки начал писать в новом направлении. Как вспоминает сам автор – чтобы доказать учительнице, как та ошибалась. Но права оказалась именно она. Роман удался, и в апреле 2000 года «Гроза из преисподней» увидела свет, положив начало одной из самых успешных серий городского фэнтези. В честь её юбилея рассказываем, почему вам стоит её прочесть.
Главным героем цикла выступает волшебник Гарри Дрезден, живущий в современном Чикаго. Гарри не скрывает своей профессии – в телефонной книге можно найти его контакты, если требуется помощь с какой-нибудь сверхъестественной проблемой. Конечно, большинство людей в мире Дрездена в существование магии и потусторонних сил не верит, а если наткнутся на объявление об услугах Гарри, то вероятно посчитают его обыкновенным шарлатаном.
Но Гарри на самом деле владеет магией, а в его мире, в частности в Чикаго, рядом с простыми смертными живут вампиры, оборотни, фейри, демоны и множество других сверхъестественных созданий. Обычно они скрываются от людей, но подчас могут доставить им изрядные неприятности – тогда-то услуги и оказываются нужны. Повествование в цикле ведётся от лица самого Гарри, и яркий главный герой стал одним из залогов успеха цикла. По словам Батчера, одним из источников вдохновения для Дрездена послужил Джон Макклейн из «Крепкого орешка», и между ними действительно можно увидеть немало параллелей. Подобно, герою Брюса Уиллиса, Гарри обаятелен, остроумен, находчив, но не кажется сверхчеловеком – персонаж получился во многом приземлённым и очень живым. А ещё он – подлинный рыцарь, в романтическом смысле этого слова. Он всегда готов прийти на помощь тем, кто в этом нуждается и никогда не сдастся, каким бы могучим ни был противник. Благородство, самоотверженность и целеустремлённость главного героя вызывают неподдельное восхищение.
Цикл Батчера начинался, как магический детектив. В «Грозе из преисподней» к Гарри за помощью обращалась женщина, чей муж, увлёкшись сверхъестественным, начинал вести себя крайне странно. Одновременно от полицейских, с которыми Дрезден то и дело сотрудничает, он узнаёт об убийствах, совершённых с использованием волшебства.
На протяжении цикла главному герою нередко приходится выступать в роли сыщика и разбираться в различных преступлениях, связанных с магией и чудовищами. Но Батчер пишет не только о расследованиях, и то, что автор ставит перед протагонистом самые разнообразные проблемы, стало одним из козырей цикла. Писатель то закручивает сюжеты вокруг интриг фейри, то отправляет Гарри в компании с несколькими весьма опасными личностями ограбить хранилище могущественных артефактов, то показывает войны между могущественными фракциями потустороннего мира… Испытаний на долю своего героя Батчер придумал много и разных, причём почти всегда Дрездену приходится иметь дело с несколькими проблемами разом. Ловко переплетая несколько конфликтов, писатель постоянно по ходу цикла демонстрирует талант создавать истории, которые очень динамичны и держат в напряжении на протяжении всей книги.
Первые книги Батчера можно назвать сравнительно камерными, и на кону в них были судьбы конкретных людей – и, конечно, самого Дрездена, вовсю рисковавшего ради клиентов своей жизнью. Со временем «Архивы Дрездена» заметно прибавили в размахе событий и, соответственно, возросли и ставки. Поздние романы цикла подчас воспринимаются, как самое настоящее эпическое фэнтези – хотя основным местом действия остаётся Чикаго. В них Батчер нередко показывает масштабные конфликты, от исхода которых зависит судьба всего мира, а Гарри подчас приходится бороться с созданиями, обладающими почти божественной мощью.
Сам Дрезден такой силой похвастаться не может, но чародей он весьма талантливый и изобретательный, а многочисленные столкновения с различными монстрами, сверхъестественными созданиями и тёмными волшебниками обеспечивают его богатой профессиональной практикой. Книги Батчера насыщены магическими боевыми сценами, но важно не просто большое их количество, но и то, что автор – настоящий мастер описывать их. Пожалуй, в этом Батчер – один из лучших в современном фэнтези. Чего стоит один только эпизод, в котором Гарри использует некромантию, чтобы оживить скелет тираннозавра из Чикагского музея естественной истории и отправляется в бой верхом на этом своеобразном скакуне! И это – лишь один из множества примеров ярких и написанных с выдумкой боевых сцен в исполнении Джима Батчера.
На сегодняшний день в «Архивах Дрездена» – 17 романов, а ещё более 20 рассказов, выпущенных в двух сборниках. Несмотря на столь внушительный объём, цикл пока далёк от завершения – по словам автора, всего он собирается написать про Гарри порядка 24 романов, причём завершить цикл должна грандиозная по размаху и масштабу угрозы трилогия.
Впрочем, хотя финала пока нет, это едва ли причина откладывать знакомство с циклом. У значительной части «Архивов» завершённые сюжеты – их можно воспринимать, как эпизоды сериала, связанные героем и миром, но рассказывающие самостоятельные истории. Кроме того, если вы любите надолго погружаться в фэнтезийные миры, то масштабы цикла Батчера дадут вам для этого отличную возможность. Тем более, что все книги цикла, существующие на данный момент, уже вышли на русском языке.