
Бэнкси – пожалуй, самый известный и загадочный художник современности. Каждая его работа становится сенсацией. Он не боится открыто выступать против политиков и целых государств. За многие годы никому так и не удалось узнать, кто скрывается за маской Бэнкси. Делимся отрывком из книги Алессандры Маттанцы, посвящённой неподражаемому творцу.

Книга, которая поможет вам разобраться в художественной символике Бэнкси и посылах, стоящих за его работами. Богато иллюстрированное издание станет вашим путеводителем по миру эпатажных творений Бэнкси, раскроет неожиданные факты из биографии артиста и научит разбираться в стрит-арте.
«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было», — писал Лев Толстой в «Войне и мире». «Нужно иметь много мужества, чтобы в западной демократии анонимно заявлять о себе и призывать к тому, во что никто больше не верит, — к миру, справедливости и свободе», — пишет Бэнкси в своей книге «Wall and Piece» («Стена и произведение»).
Призывы Бэнкси были предельно ясными с самого начала. Его работы однозначно осуждают многие существующие политические и социальные нормы. Тёмный политический настрой его работ сочетается с изобретательностью сатирика, использующего трафаретную технику для создания проникновенного послания, которое, безусловно, не может остаться незамеченным.
Стрит-арт, граффити, надписи и любые другие формы «уличного искусства» для Бэнкси — это мощное оружие мести. «Мести» того самого подкласса «невидимых», о котором часто забывают или которым часто пренебрегают политики. Мести пролетариата и народа. В понимании Бэнкси уличное искусство гарантирует каждому человеку возможность самоутвердиться перед лицом привилегированного искусства, которое долгое время считалось единственным «настоящим искусством» и которое на протяжении поколений было доступно лишь немногочисленной элите. Именно такое привилегированное искусство оценивают и признают искусствоведы и музеи в соответствии с общепринятыми социальными «правилами». Уличные же художники, как и следует из их названия, приходят с улицы; они, как правило, полностью самостоятельны и часто не оканчивают академические курсы. Даже если некоторые из них и посещали престижные школы, они всё равно упорно боролись за самоутверждение, опираясь только на силу своего искусства и поддержку людей, которые признавали их ценность и чьи сердца и уважение они завоёвывали.
Стрит-арт позволяет Бэнкси обращаться к большой аудитории более быстро и непосредственно, без цензуры — по крайней мере, до тех пор, пока власти не решат очистить стену, стерев универсальное произведение искусства, которое до недавнего времени считалось бесполезным проявлением хулиганства и вандализма. И по этой же причине многие работы Бэнкси, особенно ранние, безвозвратно утеряны. «Автобусные остановки — гораздо более интересные и полезные места для искусства, чем музеи. У граффити больше шансов что-то значить или что-то менять, чем у какого-то предмета в помещении. Граффити способствовали началу революций и прекращению войн; это голос людей, к которым никто не прислушивается».
«Граффити — один из тех немногих инструментов, которые имеются в вашем распоряжении, даже если у вас почти ничего нет. И даже если вы не придумаете картину, способную победить бедность во всем мире, то можно хотя бы заставить кого-нибудь улыбнуться, пока он отливает», — считает Бэнкси.
Ценность стрит-арта со временем растёт. Некоторые художники стали знаменитыми; многие их работы продаются на аукционах за очень большие суммы. Усиливается и влияние уличных художников: их голоса становятся всё более заметными, когда они выражают политическое послание или просто хотят поделиться эмоциями и настроением. Даже представители власти пересматривают правила и законы, хотя этот процесс и движется очень медленно. Власти теперь размышляют, прежде чем вмешиваться. Коротко говоря, ситуация меняется.
Для Бэнкси граффити — это ещё и политическая поэзия. В период пребывания в Нью-Йорке в 2003 году художник упомянул древнегреческого философа Платона в своей надписи на синей двери в бруклинском Гринпойнте: «У МЕНЯ ЕСТЬ ТЕОРИЯ, ЧТО ЛЮБОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ, НАПИСАВ В ЕГО КОНЦЕ ИМЯ УМЕРШЕГО ФИЛОСОФА. ПЛАТОН».
Граффити служат инструментом свободного самовыражения с древних времён. Они существовали уже во времена древних египтян и римлян. Современные граффити — работы, выполненные с помощью баллончиков с краской, — начали появляться в Филадельфии в начале 1960-х годов и «заразили» Нью-Йорк, где ими покрылись поезда метро. В 1972 году первым объявил войну граффити тогдашний мэр Нью-Йорка Джон Линдси. Но это не помешало заявить о себе в 1980х годах таким художникам, как Кит Харинг и Жан-Мишель Баския, а в Париже в 1981 году расцвело творчество Блека ле Рата, образами крыс которого Бэнкси вдохновлялся, по его собственному признанию. Граффити с самого начала было частью хип-хоп культуры, зародившейся в Бронксе в 1973 году; оно быстро распространилось за пределы гетто, откуда в основном и происходили приверженцы этого стиля. Искусство нельзя остановить, как нельзя остановить и идеи. Это как жажда свободы: чем больше её подавляешь, тем сильнее она становится».