
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+

На русском языке выходит «Навола» – роман, ставший первой крупной работой Паоло Бачигалупи аж за семь лет. С этой книгой автор, который наиболее известен по научно-фантастическим историям об экологических проблемах, обращается к непривычному для себя жанру фэнтези. В честь выхода долгожданной новой книги писателя, мы решили рассказать о его карьере, а ещё о том, какой получилась сама «Навола».
Когда первый раз слышишь имя Паоло Бачигалупи, легко предположить, что речь идёт об итальянском авторе. Но сам писатель не устаёт повторять в интервью, что хотя среди его предков были в том числе и итальянцы, сам он родился и вырос в Америке. А конкретнее – в глубинке штата Колорадо, где у его родителей, которые были хиппи и стремились жить в гармонии с природой, была своя ферма. Папа и дедушка будущего писателя любили читать фантастику, и следуя их примеру, к жанру пристрастился и юный Паоло. Впрочем, о том, чтобы связать свою жизнь с литературой он долгое время не задумывался.
Образование Бачигалупи получил в Колледже Оберлин, где специализировался на изучении Восточноазиатской культуры и китайского языка. Паоло решил изучать его, будучи убеждён, что образованному человеку стоит знать несколько языков. Китайский же он выбрал просто потому, что знал, насколько тот труден в изучении, но не побоялся сложностей. Знание китайского в итоге повлияло и на жизненный путь Бачигалупи, и на его творчество. Он некоторое время жил и работал в этой стране, а в ряде его историй действие разворачивается в азиатских странах будущего. Например, в дебютном рассказе Бачигалупи, «Полном кармане дхармы», сюжет построен вокруг того, что в руки уличного китайского мальчишки попадает датакуб, способный спровоцировать войну в Восточноазиатском регионе.
Первые свои пробы пера Паоло Бачигалупи рассматривал, скорее как хобби, которое совмещал с основной работой. Он долго занимался веб-разработкой, а затем был редактором издания High Country News, которое специализировалось на освещении экологических и социальных вопросов – впоследствии Паоло будет уделять им большое внимание и на страницах своих произведений.
С крупной формой у Бачигалупи поначалу не задалось – он не смог издать первые четыре романа, которые написал. А вот с рассказами у него дела складывались куда лучше – в течение нулевых они выходили достаточно регулярно, и принесли автору определённую известность. В них писатель чаще всего создавал достаточно мрачные образы будущего, а одной из наиболее частых тем, к которым он обращался, стали экологические проблемы и их последствия. Один из рассказов Бачигалупи, «Хлоп-отряд», антиутопия, в котором люди достигли бессмертия, но теперь им запрещено иметь детей, со временем был экранизирован в рамках анимационной антологии «Любовь. Смерть. Роботы».
В 2008 году у Бачигалупи накопилось достаточно рассказов на авторский сборник под названием «Помпа номер шесть». И сам сборник, и заглавная история, посвящённая человеку, который отвечает за поддержку в рабочем состоянии канализации футуристического Нью-Йорка, удостоились престижной премии «Локус». Недавно этот сборник вышел на русском языке в книге «Дети Морайбе» – помимо «Помпы номер шесть» под его обложкой вас ждут более поздние рассказы автора, а ещё его дебютный роман.
Первый роман Бачигалупи, «Заводная», увидел свет в 2009 году и собрал очень впечатляющий урожай наград. Книга удостоилась разом «Хьюго», «Локуса», «Небьюла», «Мемориальной премии Джона Кэмпбелла» и ряда других менее известных премий.
Действие книги разворачивается в Тайланде 23 века. К этому времени человечество уже пережило ряд экологических катастроф и полагается, прежде всего, на биотехнологии, а фактическая власть в мире принадлежит корпорациям, которые в частности контролируют запасы генетически изменённых семян растений. Как и многие предыдущие работы Бачигалупи, «Заводная» предлагает читателям экзотический и достаточно мрачный образ будущего, богата на нетривиальные образы и идеи, может похвастаться колоритными персонажами и даёт поводы задуматься о том, в каком направлении двигается цивилизация. При этом в силу большего объёма, здесь куда более детально проработан и прописан мир, и есть несколько сюжетных линий, которые автор ловко переплетает между собой. Всё это в сумме и обеспечило роману оглушительный успех.
Следом у Бачигалупи вышел роман «Разрушитель кораблей», давший начало одноимённой трилогии. Здесь автор вновь предлагает перенестись в малоприятное будущее, но читатели теперь – подростки. Молоды и герои цикла, которые живут в мире, где поднялся уровень мировых океанов, ресурсы планеты оказались почти исчерпаны, а большинство людей борются за выживание на руинах погибшей цивилизации. Жизнь протагонистов трилогии тяжела и насыщена опасными приключениями, но, как и в своих взрослых историях, здесь Бачигалупи не просто рассказывает увлекательную историю, но и предостерегает о возможных проблемах завтрашнего дня.
Впрочем, не стоит думать, что Паоло Бачигалупи стал писать исключительно для молодёжной аудитории. У него продолжили выходить рассказы с повестями для читателей старшего возраста, а в 2015 году увидел свет суровый триллер «Водяной нож», в котором из-за изменений климата такие южные штаты Америки, как Колорадо, становятся плохо пригодными для жизни, а вода превращается в ценнейший ресурс. Сюжет в романе закручен вокруг секрета, который может радикально изменить положение дел в регионе. А главными героями выступают журналистка, не боящаяся писать о проблемах города, молодая беженка, мечтающая перебраться в более пригодные для жизни края, и оперативник, работающий на одну из самых влиятельных женщин региона.
В период с 2017 по 2024 у Паоло Бачигалупи новых романов не выходило. В этот период он выпустил несколько рассказов, но, как признаётся сам писатель, выгорел и переживал творческий кризис. Пытаясь выбраться из него, Бачигалупи начал писать наброски, которые не предназначались для публикации – с их помощью автор пытался вернуть себе творческую форму. Но в итоге из этих наработок родилась «Навола», написанная в жанре исторического фэнтези.
Название книга получила в честь города, где разворачиваются её события, и основанного на Флоренции эпохи Ренессанса. Главный герой «Наволы», юный Давико ди Регулари, происходит из могущественного семейства, которое явно вдохновлено Медичи, ведь оно владеет преуспевающим банком и фактически правит городом. Отец Давико – настоящий мастер закулисных интриг и умело приумножает богатство и влияние своего рода, а из единственного сына стремится воспитать достойного продолжателя своих дел. Правда, молодой человек хотя и умён, но характером не похож на отца и совсем не стремится к власти. Но в Наволе грядут смутные времена, и ему предстоит оказаться в эпицентре политической бури.
У Бачигалупи получилось отличное историческое фэнтези, которое по стилю и духу напоминает произведения Гая Гэвриела Кея. Здесь немного магии, зато здорово передана атмосфера эпохи, которой вдохновлялся автор, мастерски прописаны политические интриги, сюжет драматичен, а персонажи выразительные и вызывают сильные эмоции.
Возвращение Бачигалупи к крупной форме определённо удалось. Надеемся, это означает, что он полностью преодолел свои творческие проблемы, и следующая его книга не заставит себя долго ждать. Тем более что, перевернув последнюю страницу «Наволы», хочется сразу же взяться за продолжение.
Старые авторы, новые книги: 3 новинки от мастеров фантастики