
Провожать уходящее десятилетие всегда интересно – это даёт нам повод вспомнить все яркие события, которые произошли за это время. В литературном мире их было немало: выходили замечательные книги и появлялись новые талантливые авторы.
В чём же разница между 2010-ми и предыдущими эпохами? Главное отличие в том, что проза и поэзия снова заговорили о личном. Авторы начали поднимать в книгах темы депрессии, травмы и самоопределения, а искренность стала ключевым настроением современной литературы. Мы составили список из 10 книг, которые сделали эти годы особенно интересными.
Как мы уже упомянули, главное отличие уходящего десятилетия от предыдущих эпох – поворот в сторону искренности. В этом контексте большой роман американской писательницы Ханьи Янагихары был одним из важнейших событий 2010-х. Критики и читатели говорили о нём без умолку, а мнения звучали самые разные. Ясно одно: всякий, кто сможет добраться до конца книги и при этом не прослезиться, должен быть занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Евгений Водолазкин – блестящий филолог и специалист по древнерусской литературе. Его роман «Лавр» стал настоящей литературной сенсацией начала 2010-х и получил единогласное признание читателей и критиков. Мастерское владение языком служит Евгению для самых благородных целей – чтобы подарить читателю незабываемый эмоциональный опыт.
Вьетнамо-американскому поэту и писателю Оушену Вуонгу в этом году исполнилось 32 года, но его дебютный роман написан так, словно автор занимается литературой уже больше полувека. Это безупречная по форме проза, которая рассказывает о невероятной, но вполне реальной истории семьи самого автора. Кажется, что роман о войне, родителях и посттравматическом расстройстве должен быть злым или хотя бы дерзким, но Вуонгу удаётся сделать его другим – трогательным и красивым.
Алексею Сальникову удалось по-настоящему встряхнуть русскую литературу своим неотразимым романом. Казалось, что в 2010-е не дождаться такого интеллектуального хулиганства, но как же мы ошибались! Алексей написал роман, который интересно не только читать, но и разбирать: за историей о галлюцинациях семьи Петровых скрывается целый пласт отсылок к культуре и мифологии.

Вы, наверное, спросите, что в этом списке делает роман писателя, который дебютировал почти 30 лет назад? Всё дело в том, что Уэльбек в прошлом году всё-таки сумел нас удивить и выпустил, возможно, свою лучшую книгу. «Серотонин» – это, наверное, самый проникновенный его роман, который показывает, что холодная ирония надоедает даже самым блестящим мастерам.

Антон Секисов – один из самых талантливых писателей нового поколения. Секисову удаётся использовать актуальный язык, описывать близкие нам реалии и при этом совсем не фальшивить. К тому же, Антон ни на минуту не даёт забыть, что его проза – это продолжение лучших традиций русской литературы.

Ещё один интересный тренд десятилетия – возрождение интереса к большим романам. В этом есть очевидная заслуга писательницы Донны Тартт, которая великолепно умеет выдержать баланс между большой и остросюжетной литературой. Это и обеспечило успех её роману «Щегол», который можно прочитать как детектив, историю взросления и настоящий гимн искусству.

Обращение к историческому прошлому для русской литературы – вполне обычная история. Но у Гузель Язиной получилось сделать это ярче многих: история татарской крестьянки, отправленной в 1930-ые годы в Сибирь, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Читатели непрерывно обсуждают роман уже 5 лет и, судя по всему, будут это делать ещё очень долго.

Новому поколению уже давно не хватало книги, которая принадлежала бы только им и говорила бы о близких им проблемах. Эту нишу взялась заполнить ирландская писательница Салли Руни. И получилось феноменально: книга стала бестселлером, а потом легла в основу популярного сериала.

К 2020 году Джонатан Франзен достиг статуса современного классика американской литературы. Неудивительно, ведь вместе с Дэвидом Фостером Уоллесом и Уильямом Гэддисом он существенно изменил её курс. В каком-то смысле без Франзена не было бы ни Янагихары, ни Тартт, ни Салли Руни. Вышедший в 2015 году роман «Безгрешность» критики называют венцом его творчества, который – ещё одна примета времени – скоро тоже превратится в мини-сериал.

Если хотите узнать, что читали в другие десятилетия, загляните в наши статьи: