

В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+
Прокрутить киноленту или полистать страницы графического романа? В случае комикса «Блэксэд» выбирать не придётся.
Это живописная история о приключениях кота-детектива, которого знают любители жанра. Мрачный нуарный сеттинг, детальные акварельные иллюстрации и выразительные герои-животные делают «Блэксэд» работой, запоминающейся надолго. Почему же, только открыв том, закрыть его становится очень сложно? И как авторы истории, Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо, превратили свой комикс в застывшую киноленту? Попробуем разобраться.
В зале выключается свет. США, середина 20 века. Потрёпанный жизнью детектив с крутым нравом раз за разом пытается спасти город от поглощающих его пороков. Звучит знакомо? Примерно таким сюжетом отличаются популярные детективные романы и голливудские криминальные драмы 1940–1950-х годов.
«Блэксэд» не исключение. Главный герой, Джон Блэксэд, – суровый кот-детектив с загадочным прошлым: когда-то он пережил трудное детство и военное время.
В непростых судьбе и характере персонажа читаются отсылки к золотой эпохе Голливуда. Она же прослеживается и во внешности кота-сыщика: в интервью Le Figaro художник Хуанхо Гуарнидо рассказал, что на образ плечистого детектива его вдохновили актёры Марлон Брандо и Хамфри Богарт, иконы нуарных фильмов. Но, несмотря на источники вдохновения, Джон Блэксэд не антигерой. От типичных представителей жанра он отличается искренностью, добротой и яркими эмоциями.
Завоевавший когда-то признание зрителей за видимую простоту и мрачность, нуар сейчас возвращается в новых формах. Многие режиссёры и писатели переосмысляют жанр, создают новые сеттинги, сюжеты и характеры. В том числе этим занимаются и авторы «Блэксэда». Диасу Каналесу и Хуанхо Гуарнидо здорово удаётся поддерживать мрачную атмосферу нуара, меняя безлюдные закрытые пространства на солнечные трассы и оживлённые детские площадки. Локаций в комиксе много, и все они поражают разнообразием.
Разглядывать иллюстрации Хуанхо Гуарнидо можно долго. Внимание художника заостряется буквально на всём: в «Блэксэде» одинаково проработаны как главные герои, так и второстепенные персонажи, а детализированностью отличается и пейзаж. Свои истории рассказывают книги на полках, плакаты на стенах, рекламные баннеры, граффити в городе. Это множество деталей легко погружает нас в пространство, в котором находится и работает детектив. И откуда не так-то просто выбраться.

«Атмосфера, цвет, кадрирование изображения, физиономии, диалоги… Здесь есть всё, чтобы продолжить традицию рисованного детектива», – пишет французский художник-мультипликатор Режис Луазель в предисловии к первому тому комикса. И правда, значение имеет всё. Например, палитра. Различные цветовые наборы помогают Гуарнидо передать чувства героя, атмосферу места. Так, воспоминания о хороших моментах прошлого – яркие и светлые, а одинокое, унылое настоящее – тусклое и грязное. Часто встречаются и контрасты: дополнительный саспенс создаёт чередование между собой красочных и мрачных оттенков.
Архитектура «Блэксэда» довольно простая: все панели прямоугольной формы и в большинстве случаев отличаются только размером. Но такая композиция не ослабляет историю: в сценах экшена панелей становится больше, а в моменты диалогов или «немых сцен» их совсем немного.
О чём же сам комикс? Ответ прост: о людях. Но самые привычные нам типажи авторы воплощают в обликах животных. Так, например, собаки и волки работают в полицейском отделении, в качестве вышибал с телохранителями выступают медведи и носороги, а преступным миром управляют рептилии.
Всё это открывает для авторов безграничные возможности. Мир «Блэксэда» отображает проблемы реальности: дискриминация возможна даже по цвету шерсти и принадлежности к определённому виду, а многие отношения между героями основываются на природных инстинктах. Похоже на «Зверополис»? Да, но в «Блэксэде» всё гораздо сложнее.
Сходство с мультфильмом комиксу придаёт стиль иллюстраций. Хуанхо Гуарнидо работал с Disney, и во многих эмоциях героев можно различить знакомые черты. Все переживания очень яркие, сам Блэксэд активно жестикулирует и использует выразительную мимику. Что интересно, в комиксе показано характерное поведение животных. В моменты злости хищники скалятся и прижимают уши, а в динамике их движений прослеживаются некоторые природные повадки: хорьки и ласки двигаются быстро, ловко, тигры и медведи распоряжаются грубой силой. Несмотря на простоту композиции, динамика комикса видна на любой странице – да и сами панели похожи на раскадровку.
Но «Блэксэд» не нуждается в экранизации. Читая комикс, можно чётко различить все движения и звуки, а иногда даже послушать музыку. В «Полярной нации», например, сюжет и настроение главного героя подчёркивают строчки песни Strange Fruit, под которую собирается кот-детектив.
Несколько сотен страниц, наполненных драмой, экшеном, самыми разными героями и отсылками, с лёгкостью заменяют не один фильм. Комикс «Блэксэд» – это уникальное сочетание экспрессивного диснеевского стиля и переосмысленного нуарного детектива, которое станет настоящим сокровищем на вашей книжной полке.