
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

Дисклеймер: это творческая колонка в свободном формате. То, о чём рассказывают наши авторы, не обязательно является мнением редакции.
Мы с вами прочитали десятки, а то и сотни книг. В нашей памяти сохранились многие книжные персонажи. Не все, конечно. Но самые яркие, харизматичные, ужасающие или необычные. Такие, которые чем-то отличаются от многих других.
Давайте порассуждаем, смогли бы они быть блогерами в наше время и вписаться в современный онлайн мир соцсетей? А какими именно блогерами они стали бы?
Звучит странненько, согласитесь. Хочется хмыкнуть и улыбнуться. Но мы же так, просто поболтать…
По сути, мы воспринимаем литературных героев как застывшие образы между строк, заключённые на страницах книг. Ну как-то так исторически повелось. Максимум, когда книжный герой с бумажного листа перепрыгивает на экран – это в сериал или в полнометражный фильм. Там он, правда, практически всегда отличается от того, что было написано в книге. Поэтому, как ни крути, а всё же книжный герой живёт на страницах книг и в нашем воображении.
Но если напрячь воображение и вдуматься, то можно удивиться. Персонажи произведений, так-то, куда живее многих реальных блогеров. Ведь у каждого из них свой неповторимый характер, узнаваемые привычки и манера общения. У каждого имеются даже свои фирменные фразочки и любимые присказки: «Я подумаю об этом завтра» или «Элементарно, Ватсон».
И предпочитают они разную еду, разные вполне конкретные напитки: «Взболтать, но не смешивать» или «Четыреста капель валерьянки и салат». Любят разные одежду: хрустальная туфелька и зелёное бархатное платье, пошитое из штор.
И вредные привычки у каждого свои фирменные. Кто-то всегда постоянно лежит на диване, а кто-то играет в карты, ожидая чуда от Пиковой дамы.
Понимаете, да?
Да эти книжные персонажи уже готовые инфлюенсеры! Серьёзно. Рекламодатели просто рвали бы их на части, настолько классно они могли бы вносить в свои соцсети любимые ими товары.
Этим господам и дамам осталось бы только завести свои аккаунты. Или же писателю своей авторской волей создать аккаунты для своих персонажей. Таковые, к слову, уже существует. Да-да. Не только у котиков, бобров и пёсиков есть собственные странички в соцсетях. Если вы фанат какого-то цикла или саги, вполне вероятно, что существует и страничка главного героя, которую ведут автор или фанаты произведения. А уж сейчас с появлением нейронок и возможности сгенерировать любое фото или видео, такой простор открывается… Было бы желание.
Но мы немного о другом. О том, как всё выглядело бы, вздумай литературный герой стать блогером.
Вам было бы интересно представить Д'Артаньяна на одной из запрещённых в нашей стране соцсетей с фото верхом и в шляпе с перьями или на спарринге с коллегами мушкетерами? А Элизабет Беннет с видеороликами о том, как она проводит утро, делая причёску и пощипывая щёки для румянца, или вечером крутит папильотки, или же с долгих прогулок по английским полям? Они всё же не говорящие по-русски иностранцы, поэтому так уж и быть, оставим им их платформы.
Это довольно странно, но сейчас социальные сети – тоже своеобразная литература. Неиссякаемый источник информации и контента. Только вместо писателя – блогеры, ведущие свои страницы по определённым алгоритмам. Вместо сюжета – лента постов или новостей. А вместо персонажей – владелец аккаунта и мы с вами в роли подписчиков комментаторов.
Кстати, комментарии к постам иногда в разы интереснее самого поста. Правда-правда. Бывает, что пост странный, и хочется узнать реакцию тех, кто уже посмотрел. Открываешь комментарии и смеёшься нон-стоп, настолько остроумен народ.
Но мы опять отвлеклись.
Книжные персонажи харизматичны без дополнительных усилий. Они уже такими созданы писателем, их характер целостен и интересен.
Харизма сложная штука. Она или есть, или её нет. Но такие люди и персонажи остаются таковыми, то есть сами собой, в любой ситуации.
Представьте только Остапа Бендера. Да, он прохиндей и авантюрист. Но вообразите, как бы он развернулся сегодня. Да он мог бы легко уболтать и заболтать любого. С его харизмой он бы легко вёл стримы, где со своей фирменной иронией и с абсолютно серьёзными глазами рассказывал, как «брать города» и «делать деньги из воздуха». Его шутки, его стиль, его знаменитые цитаты – это всё готовый контент.
Или возьмите Шерлока Холмса. Ну? Вообразили, какие нереальные сюжеты он бы создавал на своём канале? Расследования. Советы замечать мелкие детали. Снисходительная и пренебрежительная наблюдательность. Холодный интеллект, чертоги разума… А привычка разговаривать с портретом королевы и манера одеваться? Это не просто книжный образ. Это же сразу готовый личный бренд. Никакого пиара не нужно – просто дайте ему платформу и возможность быть собой в своих видео и постах.
Современным блогерам, обычным смертным людям, приходится годами вырабатывать узнаваемый стиль. Редко кто с налёту врывается в инфополе и становится узнаваемым. Если только вдруг рилз не залетел или блогер не стал автором мема.
А яркие литературные герои уже сразу обладают харизмой персонажа. Они запоминаются.
Экспертность
Второй момент. У хорошо прописанных книжных персонажей имеется изначально вложенная в них экспертиза чего бы то ни было в рамках их образа.
Так уж устроено наше текущее время, что каждый второй блогер – эксперт по всему на свете. На самом деле, конечно, это не так. Но наличие онлайн словарей, статей на нужную тему, видеоуроков и подсказки нейросетей и Искусственного Интеллекта дарят иллюзию, что мы всё знаем.
Ну а что такого? Вбил запрос, почитал немного там-сям, разобрался что к чему, написал пост или снял видеоролик. Вуаля. Мир думает, что блогер хорошо разбирается в этом вопросе.
У многих срабатывает эффект Даннинга-Крюгера, потому что они думают, что уже разобрались в теме. У подписчиков иллюзия, что блогер знает тему, ведь он так уверенно о ней рассказывал.
Но настоящих специалистов, увы, все так же днём с огнем... А вот у книжных героев экспертиза прописана в самой основе их характеров. Ну, потому что их придумали, создали и прописали с вшитыми в их интеллект и характер установками.
Тот же Шерлок Холмс. Подлинный гений дедукции. Его мастер-классы по анализу улик собрали бы миллионы просмотров. Советы о том, как рассортировать по чертогам разума колоссальное количество фактов и уметь их вытаскивать наружу в нужный момент, были бы самыми читаемыми. А метод расслабления и сортирования мыслей под игру на скрипке подтолкнул бы многих купить себе хотя бы глюкофон или синтезатор. Ну или для тех, кому совсем уж медведь на ухо наступил: наушники и композиции для медитаций и размышлений.
Гарри Поттер. Выросший и набравшийся знаний практикующий маг, за плечами у которого семь лет опасного опыта. Выжил, вписался из мира маглов в мир магов. Победил Того, кого нельзя называть. Его гайды по защите от тёмных искусств стали бы хитом. Опыт – примером для детей и подростков, как порой делать не надо. Например, совать волшебную палочку в ноздрю троллю. Но и о том, как благодаря друзьям справиться с любым злом и проблемой. Как вам еженедельная рубрика от Гарри о борьбе с буллингом и сетевыми троллями в духе, мол, не суйте им в нос волшебную палочку. Это не сработает, но можно…
Мартин Иден. Он мог бы себя позиционировать как самоучка, прошедший путь от простого матроса до знаменитого писателя. Пример того, как можно изменить свою жизнь, если захотеть. Его мотивационные посты разлетались бы как горячие пирожки. Главное, не закончить жизнь, как он, но для этого сейчас есть хорошие психологи.
Можно привести в пример и других персонажей. Придумайте сами. Представьте своего любимого книжного героя. Не обязательно положительного. И попробуйте пофантазировать, каким был бы его путь в блогерстве? Как бы он себя позиционировал и что написал бы в шапке профиля?
Для забавы: что писал бы в своем канале Гринч похититель Рождества? А что – Дядюшка Скрудж? Как бы себя позиционировала Красная Шапочка? Или Золушка? Что бы писал в своих заметках Колобок?
Надеюсь, вы сейчас улыбаетесь. Но всё же?
Итак, возвращаясь к экспертности. Даже у этих последних персонажей, пусть и сказочных, она имеется. Тот же Колобок эксперт высочайшего класса и легко расскажет, как сбежать из отчего дома, бродяжничать без последствий, вырваться из лап рецидивистов. И спалиться на собственной глупости с лисой. Но об этом тс-с-с.
Просто ему не повезло с женщиной.
В общем, самое главное у книжных героев то, что их знания проверены сюжетом. Мы ведь видели, как они применяли свои навыки в реальных, вернее почти реальных, прописанных в книге, ситуациях.
Мемность
Да, именно она. Яркие книжные герои – готовые и, при этом, вечные мемы. Фактически они даже не просто мемы, а настоящие медиавирусы.
Их фразы уже разобраны на цитаты, их образы, привычки, внешность, вкусовые пристрастия и повадки – на мемы.
«Элементарно, Ватсон!» – готовый заголовок для образовательного канала. «Я не трус, но я боюсь» – идеальная подпись к сторис с челленджем. «Стакан воды!» Остапа Бендера – хэштег для финансового флешмоба. А его же «Не делайте из еды культа» – могло бы стать девизом для канала врача-нутрициолога.
«Утром деньги, вечером стулья» монтера Мечникова – девиз и инструкция канала о логистике и оптовых продажах.
Благодаря таким запоминающимся фразам литературным персонажам-блогерам не нужно придумывать контент. Он уже имеется в их историях. Достаточно просто адаптировать его под современные форматы.
Ну что, посмеялись? Вспомнили любимые крылатые фразы от запомнившихся вам персонажей?
Конечно, всё это просто забавные размышления о том, а что если бы…
Но знаете, почему это больше, чем просто забавная идея?
Потому что, если вдуматься, мысленный эксперимент, который мы провели во время чтения этой статьи, показывает удивительную вещь: хороший литературный персонаж – уже готовый контент-проект. Полностью оформленный и сложившийся.
У него имеются все необходимые под эту деятельность параметры и вводные:
– Узнаваемый образ. То, что называется личным брендом.
– Уникальные навыки. Та самая экспертиза, которая важна во всём.
– Готовые фишки. Пресловутые контент-крючки, на которые подсаживаются читатели блогов.
Я сейчас сознательно не упоминаю ни одного из персонажей именно моих книг, а лишь общих, из классики, так сказать. Чтобы уж гарантированно их знали все. Хотя кто-то из моих читателей сейчас, возможно, вспоминает полюбившихся и запомнившихся им героев именно из моих циклов.
И вот думается, а не поэтому ли мы так любим этих литературных героев? Помним их. Даже, если они отрицательные или глупые, смешные или странные. Они всё равно идеальные «блогеры» своего времени, просто их платформа была другой. А сейчас они бы вели странички на разных площадках, в разных форматах. Кто-то бы снимал стримы, кто-то монтировал красивые кулинарные ролики, кто-то вёл блог о путешествиях или рыбалке, кто-то постил уроки причёсок и макияжа, снимал видео о том, как легко и просто навести уборку в замке или о том, как не сохранить душевное здоровье, если живешь с семью гномами.
Впрочем…
А что, если… Может быть, они уже ведут свои блоги, просто мы пока не нашли их аккаунты?