

Недавно подписчики в моём телеграм-канале задали вопрос о том, как создаётся атмосфера книжных миров. И я подумала, что это интересно попытаться сформулировать в одном большом ответе.
В книге ведь нельзя, как в кино, с первых секунд лишь с помощью закадровой музыки и звуков создать настроение. Знаете, когда герой стоит и прислушивается. И где-то капает, шелестит, звенит, лают собаки или бьётся о берег прибой. Сразу примерно понятно, чего ожидать в следующие секунды. Или цветовая палитра. Все тёмное, размытое, туманное, яркое, розовое или серое, солнечное или мрачное. И снова примерно понимаешь, куда тебя погрузят в следующие минуты.
С книгой так не работает. Открывая произведение, мы попадаем на белую страницу с буквами. И лишь то, что написал автор, даст понять, в каком примерно ключе дальше будет повествование. А затем, в процессе чтения, мы можем увидеть внутренним взором картинку и прочувствовать атмосферу.
В свою очередь писатель создаёт эту атмосферу комплексно, по всему сюжету, а не в первых же предложениях. С помощью сюжета, авторского стиля написания. Описывая обстановку, персонажей, упоминая музыку и звуки, создавая некие визуализации, картинки, которые легко представить.
Это не создается специально, а является частью самого писателя. То, как он пишет, строит предложения. Использует ли причастные и деепричастные обороты. Любит ли сложные, многосоставные предложения или предпочитает телеграфный стиль. Язык его лёгкий или тяжеловесный. Почти разговорный или сложный, насыщенный и образный. Вставляет ли он метафоры, аллегории и эпитеты, которые создают флёр и помогают читателю погрузиться в мир книги.
Прежде всего, конечно же, создаются обстановка и мир, в котором происходят события. Описывается архитектура, природа, климат и время года. Без этого никак, и герой, и читатель должны «увидеть» место, где сейчас пребывает герой.
К описанию окружающего мира относится и общество, его населяющее. Культура, быт, социальные слои, политический строй. Религия и та роль, которую она играет в жизни населения. Понятно же, что, если поклоняются кровавым богам или же преследуют тех, кто отличается, как во времена Инквизиции, настрой произведения не назовёшь радужным.
Создавая и дополняя на протяжения всей истории этот мир, можно позволить читателю прочувствовать его и ощутить себя гостем или путешественником по нему.
(c) «Оранжевый цвет радуги», Милена Завойчинская
В некоторых моментах повествования уместно и хорошо включать в текст насыщенные описания, которые вызывают у читателя визуальные образы. Это помогает почувствовать, что читатель находится вместе с героями в мире книги.
(c) «Невест так много. Книга 1. Невест так много, он один»
Создавая героев, каждого из них мы наделяем определённым характером и темпераментом, которые предписаны им сюжетом. Но каждый герой имеет ещё и свою историю. Некое прошлое, тёмные или постыдные тайны. Или некие травмирующие события. Или же наоборот, те, что помогли ему стать сильным и открытым. Или избалованным и не замечающим, как много ему дано. Эта давняя история тоже несёт эмоциональный окрас и помогает создать атмосферу.
И конечно же, образ героя рисуется через его манеру разговаривать, двигаться. Автор создаёт объемный образ через действия героев, их диалоги или внутренние монологи и размышления. И то, что они чувствуют в разных ситуациях. Где один герой поиронизирует и посмеётся, другой впадёт в ярость или истерику. Один сожмётся и втянет голову в плечи, а другой начнёт агрессивно нападать и защищаться. И как-то понятнее становятся их характеры. А читатель начинает эмоционально сопереживать одним героям и испытывать антипатию к другим.
(с) «Университет Специальных Чар. Книга 1. Пощады, маэстрина!»
С этим просто. Сюжет должен увлекать и затягивать. Понятно, что это в идеале, и он не сможет быть затягивающим для абсолютно каждого читателя, ведь вкусовые предпочтения у всех разные. Но это именно то, что должно держать внимание читателя.
Конфликты же бывают по тексту разные. Внешние – борьба с врагом глобальным или личным или преодоление масштабных препятствий, со всем, что находится за пределами его внутреннего «я». Внутренние – попытка победить свои страхи, фобии, терзания и сомнения, то, как персонаж колеблется и разрывается на части от испытываемых чувств… Это тоже влияет на эмоциональную составляющую произведения.
Описание звучащей в некоторые моменты музыки или звуков в тексте книги также создают атмосферу. Например, мрачная музыка может усилить ощущение тревоги или страха. А если герои задорно пляшут под весёлую песенку, читатель по умолчанию мысленно веселится с ними.
Стихи, которые прочитал кто-то из героев тоже создают настроение момента. Сердце на разрыв, светлая улыбка, меланхолия или грусть… Что чувствует от этой поэзии герой, с максимальной долей вероятности почувствует и читатель.
(с) «Струны волшебства. Книга 2. Цветная музыка сидхе»
Итак, мы видим, что, в целом, атмосфера миров и эмоциональная составляющая произведения создаются через множество элементов. Но именно так, через описания, сюжет, характер героев и другие описательные моменты и проходит путь книги к душам и чувствам читателей.
Как писатели придумывают внешность своим персонажам
Что почитать для осеннего настроения
Как героя назовёте, так он книгу проживёт: о выборе имён для персонажей