
Как подготовить детей к скорочтению
Упражнения для развития навыка скорочтения
Гюзель Абдулова – основатель и руководитель «Школы СуперМозг», педагог-психолог с опытом преподавания более 30 лет, автор книг по скорочтению и грамотному письму.

«Перестаньте заставлять ребёнка читать! Играйте с текстами, тренируйте внимание, память, развивайте речь. Создайте условия для развития ребёнка. И тогда ребёнок сам с удовольствием будет читать книги».
Ребёнок медленно читает и не понимает о чём прочитал? Он не может выделить главные мысли и ответить на вопросы? Как результат – приходится перечитывать текст ещё и ещё раз. Всё это приводит к тому, что ребёнок не успевает по многим предметам, часами делает домашнее задание, не хочет брать книгу в руки и устаёт при чтении. С такими проблемами часто обращаются родители. Они спрашивают: можно ли научить ребёнка читать быстрее? Что нужно сделать чтобы чтение доставляло удовольствие и вызывало интерес? Можем ли мы сами помочь своему ребёнку?
Один из популярных советов – читать больше книг. Тогда дети сидят часами за чтением, которое превращается в мучение.
А что, если малышей научить не только читать, но и освоить скорочтение? Скорочтение – это не только скорость прочтения текста, но и качество восприятия, понимание и осмысления. Подготовка к скорочтению начинается задолго до того, как ребёнок идёт в школу.
Чтобы научиться читать, у малыша должна быть развита речь. Наиболее благоприятное время для этого – от полутора до трех лет.
Слова не нужно просто читать по буквам, их нужно узнавать и понимать. С маленьким словарным запасом ребёнок не сможет усвоить прочитанный текст. Поэтому важно разговаривать со своими детьми, вводить новые слова, понятия, объяснять значение слов.
В этот период нужно познакомить ребёнка с цифрами и буквами, подготовить к письму. У него появляются осознанная речь и понимание собственной мысли, идёт интенсивное развитие органов чувств, моторики. В это время очень полезны игры с тактильными карточками, мелкими предметами, конструкторами.
Благоприятный период для освоения техники чтения. Чтобы развить артикуляцию, можно читать скороговорки и чистоговорки. Кроме того, в этом возрасте активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире. Чтобы продолжать активное развитие ребёнка, поиграйте с ним в игры «Что на что похоже», «Слова ходят парами» (например: сок-стакан, тетрадь-ручка, горка-санки и т.д.)
Происходит развитие мышления, произвольного внимания. В этот период нужно сделать упор на развитие навыка смыслового чтения. Существуют несложные приёмы, позволяющие сформировать его.
Например, метод проверки: предлагайте малышу подробно пересказать текст. Можно усложнить задание, добавив элементы сочинения, помогают также вопросы по тексту. Лучший результат – это правильные ответы на 8–10 вопросов из 10. Если результат 1–2 правильных ответа (уровень понимания порядка 50 %), свидетельствует о том, что необходимо работать над качеством чтения.
. Чтобы понять, что хотел сказать автор, не всегда нужно читать весь текст от корки до корки. В качестве упражнения предложите детям восстановить пропущенные буквы, переставленные слоги, перевёрнутые слова. Используйте любые варианты чтения предложений или текстов, форма которых непривычна для восприятия, например, фигурных стихов или чайнвордов, делают этот процесс более осознанным.
. Чтобы развить этот навык, хорошо помогает упражнение «Убегающие слова» из книги «Скорочтение для детей». Закрываем «шторкой» (листом бумаги, календариком и т.д.) столбик слов. Снизу очень быстро открываем последнее слово и через секунду закрываем. Ребёнок должен увидеть это слово и назвать. Затем открываем следующее слово. Малышу нужно будет максимально быстро прочитать весь столбик слов. Это поможет расширить поле зрения и научит его читать не по буквам или слогам, а целыми словами.
Отзыв Салимы Тазетдиновой, мамы второклассника:
«Выполнять упражнения было полезно и мне, и ребёнку: они помогли развить память. Сын за месяц увеличил скорость чтения в 3 раза с 70% пониманием смысла текста после одного прочтения. Теперь он быстрее заканчивает домашние задание по предметам школы и за 1.5 месяца закончил 3-хмесячный курс инженерии. Это было сильнейшей мотивацией для серьёзного изучения материала курса».
Очень полезно делать упражнение «Йога для мышления». У детей, делающих регулярно практикующих йогу для мышления, отмечается заметное повышение успеваемости, улучшение поведения, более активное участие на уроке и улучшение навыков общения. Ещё эффективнее эта практика вместе с физической активностью.
1. Встаньте ровно.
2. Прислоните ваш язык к нёбу сразу за вашими верхними зубами (как будто хотите сказать «Ла»). И удерживайте его там во время упражнения.
3. Поместите пальцы левой руки на мочку правого уха. Убедитесь, что большой палец находится спереди.
4. Теперь то же самое с правой рукой. Опять же убедитесь, что большой палец находится спереди. На этом этапе вы сжимаете мочки обоих ушей одновременно. Убедитесь, что ваша левая рука прижата к груди и находится под вашей правой рукой.
5. Вдыхая через нос, медленно приседайте вниз.
6. Задержите дыхание и не выдыхайте, пока не начнете вставать, возвращаясь к исходной позиции.
7. Выполните такие приседания около 15–21 раза. Помните о том, чтобы удерживать мочки ушей и держать язык, прижатым к нёбу на протяжении всего упражнения.
Если ребёнок не любит читать, читает медленно, с нежеланием, это не значит, что он ленив или не способен. Это значит, что ему трудно! Во-первых, трудно потому, что навык чтения еще не сформировался. Во-вторых, ребёнок плохо понимает смысл прочитанного.
Великолепный эффект оказывает чтение по ролям и инсценировка. Ребёнок входит в роль супергероя, учителя, актёра. Приняв удобное положение, он представляет роль в своём воображении. Изображая супер-чтеца, он будет читать уверенно и чётко.
1. Не перегружайте ребёнка. Длительность занятия не может быть продолжительнее, чем 30 минут.
2. Чем младше ребёнок, тем короче занятие. Снимите тревожность установив таймер, усадив на минутную стрелку часов бабочку и занимайтесь пока она перелетает с цветка на цветок. Не затягивайте промежуток, но и не сокращайте его.
3. Многие упражнения, описанные в книге «Скорочтение для детей», можно выполнять по дороге детский сад или в школу, на прогулке, в любую свободную минуту.
4. Создайте вокруг занятий приятную, доброжелательную обстановку. Атмосферу успеха и гордости за достижения.
5. Включайтесь в улучшение навыков чтения всей семьёй. Командное стремление к развитию всегда интереснее.
Отзыв Ирины Ефремовой:
Раньше дочь учила уроки только с родителями и плохо запоминала английские слова, теперь она стала более самостоятельной. Были проблемы с концентрацией внимания, и в разговоре дочь часто перескакивала с одной темы на другую. Стихи запоминала хорошо, а тексты не очень, не умела выделять главные мысли. Читала медленно, без понимания. Сейчас легко и подробно пересказывает прочитанное, без труда выделяет главные мысли в тексте. Она стала писать грамотнее, потому что хорошо освоила методы правописания словарных слов. Понравилась работа по оживлению и запоминанию цифр, дат. Соображает лучше и намного быстрее делает домашние задания. Её речь стала более осознанной. Работая над навыками чтения, мы применяем методы «оживления» (из книги «Пишем без ошибок: развиваем абсолютную грамотность»), пиктограмм, нейробику, язык жестов, метод Цицерона. Результаты курса «Скорочтение для детей» вдохновляют, и ребенок всегда очень ждёт следующий урок. Будем применять все полученные знания и техники ежедневно. Это останется с нами на всю жизнь.
Отправляйтесь вместе в увлекательную игру. Превратите чтение в квест, шпионскую игру, или игру «Помоги герою сказки»: постарайтесь заинтересовать ребёнка чтением.





В этой книге приводится авторская система упражнений, которая позволит автоматизировать навыки работы с текстом. Ваш ребёнок будет быстрее читать и лучше понимать прочитанное. Эффективность методики доказана на практике. Более 20 лет она с успехом применяется в школе интеллектуального развития «Супермозг».
Гюзель Абдулова, руководитель школы «Супермозг», опытный методист и нейропсихолог, подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения.
Для младшего школьного возраста.




