

В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+
Вампиры… Само это слово вызывает мурашки и рисует в воображении образы, полные мрачной романтики и первобытного страха. Истории о существах, питающихся человеческой кровью, встречаются у многих народов мира. Но, как и любая легенда, вампиры разных культур отличаются друг от друга. Сначала фольклор, а потом и литература, и кино — также вносят свой вклад в то, какими мы представляем себе этих мифических кровопийц.
Сегодня мы отправимся в захватывающее путешествие, чтобы сравнить вампирскую мифологию Европы и Мексики (а шире — Латинской Америки). Образ упыря — это зеркало культуры, отражающее её страхи, ценности и представления о жизни и смерти. Изучая эти различия, мы можем лучше понять, как разные народы интерпретируют одни и те же универсальные для человечества темы: страх смерти и влечение к вечной жизни.
В европейском фольклоре вампир часто предстаёт как аристократ, обладающий изысканными манерами, бледной кожей и магнетической харизмой. Почему именно такой образ закрепился в коллективном бессознательном?
Такие вампиры часто окружены ореолом романтики. Они — изгои, проклятые, но обладающие властью над жизнью и смертью. Эта двойственность притягивает и пугает одновременно. Здесь не обошлось без влияния романтизма — важнейшего течения в искусстве, которое захватило умы людей в 19 веке.
От «Чайльд-Гарольда» Джорджа Байрона до «Демона» Михаила Лермонтова — и в Европе, и в России публика обожала героев-одиночек. Они были полны мрачных дум и часто их окружал мистический ореол. Постепенно в этот ряд естественным образом вписались и бессмертные: вспомним хотя бы кровопийцу Луи из известного романа Энн Райс из «Интервью с вампиром», бесконечно переживающего экзистенциальные кризисы и сожалеющего о своём бессмертии!


Кадр из фильма «Интервью с вампиром» / Источник: kinopoisk.ru
На излёте эпохи романтизма и готических историй Брэм Стокер создал самого известного вампира в мире — графа Дракулу. Важно не только его бессмертие, но и титул — он не просто кровопийца, а символ власти, эксплуатации и уходящего феодализма. В эпоху Стокера аристократия, хотя и теряла свою былую мощь, всё ещё оставалась влиятельной. Дракула, с его вечным существованием в роскошном замке, представлял собой окаменевший пережиток прошлого, питающийся живой силой настоящего.

Европейский вампир — это «кровь от крови» не только течений в искусстве и литературе, но и социальных изменений, определявших расцвет эпохи бессмертных. Никем не понятый, одинокий, притягательный и часто богатый, ведущий праздный образ жизни — таким западная публика видит вампира и сегодня. Стильные Катрин Денёв и Дэвид Боуи в фильме «Голод», пара усталых кровопийц из «Выживут только любовники» Д. Джармуша, задумчивый и романтичный Эдвард Каллен в «Сумерках» — европейские упыри будто сошли с обложек модных журналов и навсегда вписались в поп-культурный канон.


Кадр из фильма «Сумерки» / Источник: kinopoisk.ru
Но как тем временем поживают их «коллеги» по другую сторону океана?
В отличие от европейского лоска, вампирская мифология Мексики и Южной Америки гораздо ближе к земле, традициям и древним легендам. В их культуре нет романтики и аристократии, есть только страх перед неизведанным и почитание сил природы.
Ацтекская мифология — с их загадочными ритуалами и кровавыми жертвоприношениями — до сих пор пронизывает культуру Латинской Америки. В мексиканских легендах встречается много существ, связанных с тьмой и кровопролитием. В отличие от Европы, где вампир — это относительно монолитный образ, в Мексике найдётся целая плеяда кровопийц.
Один из самых впечатляющих образов — древний бог ацтеков Камасоц, которого изображают с головой летучей мыши. Он считается символом тьмы и жертвоприношений. Хотя не во всех версиях легенды божество пьёт кровь напрямую, связь с силами ночи и кровопролитием делает его предвестником вампирской мифологии. Индейцы верили, что Камасоц обладает способностью перерезать божественную нить жизни, соединяющую тело с душой, — и поэтому обращались к нему с просьбами о здоровье.
Здесь ярко проявляется совершенно иное, чем у европейцев, отношение мексиканской культуры к загробной жизни. Смерть — это не конец, а переход в другое состояние. Она всегда, как и потусторонний мир, где-то рядом: её даже можно попросить о помощи! Забвения не боятся, а почитают на карнавалах в честь Дня Мёртвых и в культе милосердной богини Санта-Муэрте или Святой Смерти. Вероятно, её образ восходит к Миктлансиуатль, ацтекской повелительнице мира мёртвых.
Галерея женских вампирских образов уходит корнями в глубокую древность и впечатляет. В латиноамериканской культуре существуют Тлахуэльпучи, ведьма-вампир, принимавшая по ночам облик хищной птицы. Встречается и Тлалтеуктли, которая представала перед людьми в образе огромной клыкастой жабы. А ещё — ужасная богиня Сихуакоатл, что превращалась в молодую девушку и убивала одиноких мужчин. В сельской местности Мексики отголоски этих верований сохранились и по сей день.
Не удивительно, что мексиканские вампиры — отнюдь не аристократы, а обычные люди, ставшие жертвой проклятия или других бессмертных. Или же и вовсе антропоморфные чудовища, связанные с природой и древними силами. В фильме Роберта Родригеса «От заката до рассвета» хозяева придорожного бара по ночам становятся страшными монстрами и нападают на случайных путников, а на фоне всей этой кровавой битвы высится полуразрушенная пирамида майя. Идеальная иллюстрация мексиканских представлений о вампирах!

Кадр из фильма «От заката до рассвета» / Источник: kinopoisk.ru
Современные писатели, которые работают в жанре молодёжного фэнтези, нередко находят вдохновение в латиноамериканской культуре и традициях. Один из интересных примеров последнего времени — Анжела Монтойя — американская писательница с мексиканскими корнями, внучка известного поэта Хосе Монтойи.
Её «Жестокая жажда» покорила книжных критиков и читателей многих стран. Книгу признали одной из лучших Young Adult-историй года по версии журнала Kirkus Reviews. Классический троп «вампир и истребитель» здесь обретает новую жизнь — это яркая и нежная история любви, приправленная местным колоритом, пугающими легендами и семейными тайнами.

В своей книге Монтойя сочетает как европейскую, так и мексиканскую вампирскую традицию. Её бессмертный герой Лало, скромный, застенчивый и мечтающий избавиться от своего проклятия, вполне укладывается в западный образ кровопийц. А красочная мифология, древние боги и монстры-кровопийцы, то и дело осаждающие стены пуэбло, отдают дань латиноамериканскому подходу к мистике.
А тем, кто хочет подробнее погрузиться в многовековую историю кровожадных созданий, от древнегреческих хтонических богинь до исландских драугров — рекомендуем энциклопедию «Большая книга вампиров».
