
Наоми Новик, автор бестселлера «Чаща», написала новую книгу – «Первый урок Шоломанчи». История открывает фэнтези-цикл «Смертельное образование» и рассказывает о магической школе, которая по духу больше напоминает Невермор, чем Хогвартс.
Почему до выпуска в Шоломанче доживают далеко не все? Рассказывает книжная обозревательница и создательница телеграм-канала «Женщина пишет» Мария Бурова.
Кажется, американке Наоми Новик было предначертано писать фэнтези, потому что самый тиражируемый факт о её детстве звучит так: в шесть лет прочитала «Властелина колец». Сегодня она крайне популярная писательница, чьи романы четыре раза номинировали на «Хьюго» – самую высокую награду в мире научной фантастики и фэнтези. Её в своё время получали Нил Гейман, Джоан Роулинг и Урсула Ле Гуин.
В Шоломанчу принимают детей с 14 лет и в основном следующие четыре года они учатся выживать. Всё потому, что за ними постоянно охотятся злыдни – монстры всех мастей и размеров: от мелких слизней до огромных чудищ с десятками щупалец.

Влечёт этих тварей мана – магическая энергия, которую генерируют и используют чародеи всех возрастов. Но мана юных волшебников считается у монстров деликатесом.
Чтобы уберечь своих детей от неминуемой смерти в реальном мире, взрослые построили Шоломанчу – школу магии с сильными защитными механизмами, которые, впрочем, не всегда работают исправно: злыдни частенько находят лазейки, и численность учеников сокращается. Как правило, до выпуска доживает меньше четверти класса.
Для самозащиты школьники используют заклинания. Интересно, что в мире Новик на уровень крутости колдунов также влияет знание языков. Чем большим количеством владеешь – тем больше заклинаний можешь понять, запомнить и применить.
Мана – источник колдовских сил, и она не берётся с потолка: её нужно собрать. Способов для этого есть несколько. Например, можно пару часов поотжиматься, и затраченные усилия превратятся в пару капель маны, а можно высосать жизненную силу из одноклассницы – и маны будет через край.
Правда, у второго варианта есть нюансы вроде стремительного гниения изнутри. Мана, высосанная из живого существа – проклятие, добровольно согласиться на которое могут только по-настоящему тёмные волшебники. Несколько злодеев нашлось и среди учеников Шоломанчи.
Объединяют эти две школы только волшебники, которые в них учатся, а в остальном ничего общего.
В Шоломанче нет учителей и директора, факультетов и экзаменов, каникул и выходных в соседней милой деревеньке, магических спортивных игр и полётов на метле. Никаких пышных трапез в условном Большом зале тоже ждать не стоит – завтракают, обедают и ужинают здесь быстро, постоянно проверяя содержимое тарелки на предмет смертельной опасности. Главная цель Шоломанчи – научить защищаться, а всё, что этому не соответствует – непозволительная роскошь. По большей части подростки в Шоломанче всё равно что в тюрьме, и взрослые не спешат прийти им на помощь.
Главная героиня – девочка, которая выжила – 16-летняя Галадриэль Хиггинс, или просто Эль. Она живёт вместе с матерью-целительницей в коммуне «Радужное сознание» в пригороде Уэльса и учится на предпоследнем курсе Шоломанчи.

Её семья не купается в мане и не входит ни в один могущественный анклав – так называются закрытые элитные сообщества волшебников по всему миру. Школьную жизнь умной, сильной и ироничной юной ведьмы портят не столько злыдни, сколько её способность к массовому уничтожению – такой вот у неё талант от природы. Кто-то хорошо управляет погодой или мастерит прекрасные шкатулки, а Эль может всех уничтожить, если захочет.
Для Галадриэль романтические отношения – последний пункт в вишлисте. Главное выжить и не погубить целый мир, а остальное уже как получится.
Впрочем, жизнь Эль постоянно спасает симпатичный юноша Орион из богатого и могучего нью-йоркского анклава. В сравнении с Эль его врождённые склонности не пугают: Орион – единственный, кто может генерировать ману из убитых злыдней. А ещё он всегда готов защитить другого ученика, забыв о собственных интересах, так что для его комплекса героя Шоломанча подходит идеально.

Кроме остросюжетного романа о школе, пожирающей своих воспитанников, Наоми Новик создала актуальный роман о социальном неравенстве в магических декорациях.
Чаще других выпускаются из Шоломанчи члены нью-йоркских, лондонских, дубайских и других богатых анклавов. На их стороне нескончаемый запас маны и кучка фанатов, готовых сделать всё, чтобы стать частью престижного сообщества. Остальным, чьи запасы маны скудны, а социальные связи ограничены, приходится либо умирать в муках, либо подрывать систему.
Очевидно, именно Галадриэль суждено стоять в первом ряду назревающей революции и изменить привычный ход людоедских будней в Шоломанче. Правда, не до конца понятно, среди кого жертв будет больше – злыдней или одноклассников.