
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

Одной из самых ожидаемых фэнтези-новинок осени по праву можно назвать «Перекрёсток Воронов» Анджея Сапковского, рассказывающий новую историю о ведьмаке Геральте. Этот роман стал первой работой польского мэтра с 2013 года — в Польше книга увидела свет осенью прошлого года, а теперь выходит в других странах, включая Россию. В ожидании выхода книги, мы собрали несколько любопытных фактов о «Ведьмаке», которых вы могли не знать.
Свой первый рассказ, называвшийся попросту «Ведьмак», Анджей Сапковский написал для конкурса, организованного журналом Fantastyka. Сын писателя любил читать этот журнал и потому попросил отца поучаствовать в конкурсе. Уступив просьбе, Сапковский написал фэнтезийный рассказ, вдохновлённый польской сказкой о принцессе, ставшей монстром из-за прегрешений родителей.
«Ведьмак» занял только третье месте — что Сапковский явно считает несправедливым. Он объяснял решение судий тем, что в то время в Польше фэнтези, в отличие от фантастики, считалось направлением исключительно для детей. Но рассказ был опубликован и завоевал большую популярность у читателей, которые стали требовать продолжений, что и привело к рождению цикла.
Несмотря на успех рассказов, издатель для книг Анджея Сапковского нашёлся далеко не сразу. По словам писателя, польские издатели предпочитали выпускать фэнтези и фантастику, переведённые с английского, и не обращали внимания на местных авторов. Лишь одно издательство, SuperNowa, решило всё-таки рискнуть и взяться за «Ведьмака». Теперь, как говорит автор, все другие польские издательства завидуют SuperNowa.
Как вспоминает писатель, пока цикл о похождениях Геральта состоял из рассказов, то образ мира, где происходит действие, ещё не был сформирован — формат коротких историй этого не требовал. Только когда Анджей Сапковский перешёл к работе над первым романом цикла, «Кровью эльфов», вселенная «Ведьмака» с его богатой историей, мифологией и политикой начала приобретать очертания.
До того, как взяться за перо, автор занимался международной торговлей, благодаря чему много путешествовал. Он был заядлым читателем фэнтези и в своих зарубежных поездках всегда первым делом отправлялся в книжные магазины, чтобы приобрести новинки любимых писателей вроде Роджера Желязны. Сапковский вспоминает, как однажды был очень сильно расстроен, когда во время очередной командировки обнаружил, что с прошлого раза у Желязны не вышло новой книги. Во время работы над романами о ведьмаке писатель постарался избавить своих читателей от подобных эмоций и новинки выпускал с завидной регулярностью. Почти все они выходили в Польше с периодичностью в год, и только финальный том, «Владычицу озера», поклонникам пришлось подождать два года.
«Ведьмака» нередко относят к славянскому фэнтези, но слова самого автора подводят к выводу, что такое жанровое определение не вполне корректно. Как говорит Сапковский, он черпал идеи и вдохновение во множестве разных мифологий. Да, славянская была одной из них — например, из неё писатель позаимствовал кикимор и водяных. Но в то же время, как отмечает Сапковский, в цикле присутствуют образы, навеянные, например, германскими, португальскими или греческими легендами.
Ещё в середине 90-х годов студия Metropolis Software разработала компьютерную игру по мотивам «Ведьмака», но проект закрылся, не добравшись до релиза. Когда затем другая компания, CD Projekt, обратилась к писателю с предложением купить права на игры по его книгам, Анджей Сапковский согласился, но был уверен, что и из этого начинания ничего не выйдет. Он продал права примерно за девять с половиной тысяч долларов и отказался от роялти, а также не принимал участие в создании игры.
Но игры серии The Witcher стали настоящими хитами, и на сегодняшний день её суммарный тираж превосходит 75 миллионов копий, так что своим создателям она принесла доходы во много раз превышающие стоимость прав. Поэтому в 2018 году Сапковский подал на CD Projekt в суд, требуя свою долю в доходах от проектов, созданных на основе его вселенной — на что по польским законам имел полное право. В итоге стороны заключили мировое соглашение, по которому писатель получил свою долю от прибыли игр.

Кадр из игры «Ведьмак 3» / Источник: rentgameps.ru
В 2011 году в рамках рекламной кампании игры The Witcher 2: Assassins of Kings польская версия знаменитого журнала Playboy вышла с Трис Меригольд на обложке. Внутри же издания была эротическая «фотосессия» волшебницы — её виртуальной версии, которая предстаёт в игре.
Кстати, сам Сапковский, когда его спрашивают про соответствие образов героев из адаптаций его видению, неизменно отвечает, что не представляет себе персонажей, когда пишет о них. У него нет в голове какого-то устоявшегося их облика — для него они просто буквы на бумаге или экране компьютера.
В 2001 году в Польше вышел полнометражный фильм «Ведьмак» с Михалом Жебровским в главной роли, а чуть позже свет увидел телесериал из 13 эпизодов. Эти экранизации крайне прохладно приняли и поклонники книг, и сам автор, охарактеризовавший адаптации, как омерзительные. Недостатки сериала не ограничивались неказистым видеорядом и спецэффектами, что простительно для европейского телевизионного проекта начала века. Его подвело и много другое, в частности — слабая постановка, невнятное повествование и неудачный подбор многих актёров.
Экранизация от Netflix, стартовавшая в 2019 году, стала хитом и продолжает выходить по сей день — вскоре стартует четвёртый сезон. Сериал тоже едва ли можно назвать безупречным, например, из-за весьма вольного обращения к первоисточнику.
Анджей Сапковский о версии Netflix отзывался сдержанно-положительно, говоря, что видел как более удачные, так и более слабые примеры адаптации, и хвалил образ, созданный на экране Генри Кавиллом. Впрочем, Сапковский также отмечал, что к советам, которые он давал, создатели сериала не прислушивались.
Цикл о похождениях Геральта завершился с выходом в 1999 году романа «Владычица озера». С тех пор Анджей Сапковский не раз говорил, что считает историю законченной и не собирается писать её продолжений.
Стоит отметить, что сюжеты компьютерных игр, которые рассказывают о приключениях Геральта после финала «Владычицы озера», сам Сапковский считает чем-то вроде фанфикшенов по мотивам своего цикла. Каноном в рамках своей литературной вселенной он их не признаёт.
В 2013 году Сапковский вернулся к Геральту с романом <b>«Сезон гроз»</b>, который рассказывает о приключении ведьмака примерно в то же время, когда происходит действие ранних рассказов серии.

А свежий роман «Перекрёсток Воронов» повествует о том, что происходило до начала основного цикла. Здесь мы встречаем Геральта совсем ещё молодым ведьмаком, только-только начавшим на практике осваивать премудрости борьбы с монстрами. Он полон юношеского энтузиазма, ещё не узнал, что люди подчас оказываются опаснее монстров, да и в борьбе с самими монстрами не успел поднатореть. По ходу действия романа он начинает превращаться в того достаточно циничного и весьма опытного ведьмака, которого мы знаем по другим произведениям Сапковского.

В одном из интервью, которые Анджей Сапковский дал после выхода «Перекрёстка Воронов», автор подчеркнул, что это не последняя книга о Геральте. Впрочем, никакими деталями о своих планах он не поделился, так что можно только гадать, какому именно периоду жизни ведьмака она будет посвящена и когда выйдет. Хочется надеяться, что её не придётся ждать так долго, как «Перекрёстка Воронов».