
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+

Гарта Энниса по праву можно назвать одним из самых ярких и самобытных современных сценаристов комиксов. На его счету плодотворная работа над сериями о героях Marvel и DC Comics, причём Эннис славится умением найти нетривиальный взгляд на них, и немало нашумевших авторских проектов вроде «Пацанов» или «Проповедника». В честь 55 дня рождения Гарта Энниса мы решили рассказать о жизни и творчестве этого незаурядного сценариста.
Как и большинство известных современных сценаристов комиксов, Гарт Эннис сам зачитывался ими с детства. Но были это вовсе не серии о похождениях всевозможных супергероев. Будучи уроженцем Белфаста, Эннис рос, прежде всего, на британских комиксах, которые и по духу, и по сюжетам очень сильно отличались от американских. Авторы с Туманного Альбиона почти не писали о супергероях, отдавая предпочтение другим темам – например, научной фантастике или историческим приключениям. Как правило, британские серии комиксов предлагали читателям достаточно взрослые по тону истории, в которых сценаристы не боялись касаться острых тем.
Именно с таким комиксом дебютировал сам Эннис, который написал и сумел опубликовать в возрасте всего лишь 19 лет. Будущий сценарист родился и рос в Белфасте в то время, когда в Северной Ирландии вовсю полыхал конфликт между католиками и протестантами. Семья Эннисов не была религиозной, поэтому напрямую в противостоянии не участвовала. Но, конечно, молодой человек не мог не видеть, разгула насилия и ненависти, и к религии у Гарта выработалось весьма негативное отношение. Как раз из наблюдений за конфликтом, сотрясавшим его родину, родился первый профессиональный комикс Энниса. Troubled Souls рассказывала об аполитичном юноше, который по воле обстоятельств оказывался втянут в деятельность Ирландской республиканской армии.
Как впоследствии признавался сам автор, он выбрал животрепещущую тему для сюжета исключительно из практических соображений – чтобы повысить шансы на издание. Уже вскоре молодой сценарист, продемонстрировавший талант и смелость, получил возможность поработать над такими знаменитыми британскими сериями комиксов, как 2000 AD и Judge Dredd. И потребовалось совсем немного времени, чтобы на Гарта Энниса обратили внимание и американские издатели комиксов – ему был всего 21 год, когда он начал сотрудничать с DC Comics.
Первым американским проектом Гарта Энниса стала серия Hellblazer, рассказывавшая о похождениях плутоватого чародея Джона Константина. Эннис оставался сценаристом серии около трёх лет, и за это время создал сюжеты, которые по праву относят к числу лучших историй об этом персонаже. Недаром авторы фильма «Константин», оказавшегося правда не слишком удачным, взяли за основу том «Опасные привычки», как раз за авторством Энниса. В этом сюжете заглавный герой, умирающий от смертельной болезни, пытается перехитрить одного из владык преисподней, чтобы не попасть в Ад.
Работа над Hellblazer позволило Гарту Эннису громко заявить о себе и в американской индустрии комиксов, и с тех пор он много и продуктивно трудился, как на DC Comics, так и на их извечных соперников – издательство Marvel. При этом сценарист достаточно редко занимался комиксами о наиболее прославленных персонажах. Да, на его счету есть истории о Бэтмене, Торе или Человеке-пауке, но куда чаще он писал о менее популярных героях вроде Призрачного гонщика или Ника Фьюри.
Больше же всего он писал комиксе о Карателе, и пожалуй именно Эннис создал самые сильные современные истории об этом антигерое, который борется с преступностью самыми беспощадными методами.
Концентрация насилия в комиксах Энниса вообще весьма велика, а в сериях о Карателе это особенно уместно. В них всегда льётся много крови – иногда Эннис показывает это в гротескной манере, но чаще делает ставку на приземлённость и реализм. Он здорово раскрывает внутренний мир заглавного антигероя, вызывающего одновременно и оторопь, и сопереживание, и выписывает драматические и захватывающие сюжеты, которые по духу ближе к криминальным драмам, чем традиционной супергероике.
Ещё будучи тинейджером, Гарт Эннис впервые встретился с Аланом Муром, который уже был звездой индустрии комиксов. И тот посоветовал молодому коллеге больше создавать авторских серий, чем работать над франшизами, принадлежащими издательствам. Нельзя сказать, чтобы Эннис строго следовал заветам мэтра, ведь сценариев для франшизных комиксов он за свою карьеру написал немало. Но при этом Гарт Эннис успевал выпускать и собственные серии. Самыми громкими из них, пожалуй, можно назвать две – «Проповедника» и «Пацанов». По обеим вышли достаточно громкие и успешные телевизионные сериалы, но среди поклонников комиксов нашли немало фанатов ещё задолго до экранизаций.

«Проповедник» рассказывает о молодом священнике Джесси Кастере, внутри которого живёт потусторонняя и весьма могущественная сущность. Джесси путешествует по Америке, стремясь разыскать Бога – не в фигуральном, а в самом буквальном смысле. А во время странствий герою регулярно приходится иметь дело с различными проявлениями сверхъестественного.
В «Пацанах» же сценарист показывает мир, в котором существуют супергерои, но почти все они на поверку оказываются настоящими подонками. Их интересуют слава, богатство и удовольствия, а до защиты людей им нет дела. Против этих лицемеров в цветных трико, большинство из которых представляют собой пародии на знаменитых супергероев, ведут борьбу персонажи серии – небольшой тайный отряд ЦРУ.
Гарт Эннис не боится шокировать и касаться острых тем, его сюжеты держат в напряжении и интригуют, герои очень колоритны, диалоги легко расходятся на цитаты, и в его историях почти всегда весьма высока концентрация насилия и чёрного юмора. Эти качества присущи львиной доле его работ, и именно они принесли Эннису славу и любовь поклонников. А в своих авторских проектах сценарист позволяет себе быть ещё резче, язвительнее, провокационнее – это справедливо по отношению, как к «Проповеднику», так и к «Пацанам».
Язвительная сатира на супергероев и не только: серия комиксов «Пацаны»
Гарта Энниса можно назвать эдаким Тарантино от мира комиксов – рассказчиком, который умеет из стандартных элементов создавать нетривиальные истории, и обладает очень самобытным и узнаваемым стилем, хотя и способен отпугнуть высоким уровнем жестокости. Но тех, кого это не страшит, и кому интересно почитать комиксы, выходящие за привычные жанровые рамки, на работы Энниса стоит обратить внимание. В них вас ждут по-настоящему захватывающие и запоминающиеся сюжеты.