
В истории литературы каждое новое течение вызывало бурные споры. Одним из самых скандальных направлений считается футуризм, возникший в конце первого десятилетия 20 века
Тогда это движение объединяло в себе авторов, которые понимали, что находятся на пороге нового мира, и пытались найти язык для его описания. Это было непросто: часто язык приходилось даже выдумывать самостоятельно. Зато как было весело!
Термин «футуризм» придумал поэт Филиппо Маринетти – он образовал новое понятие от итальянского слова futuro, которое означало «будущее». Маринетти сформулировал и главные положения направления в своём знаменитом «Манифесте футуризма». В нём поэт утверждал, что новое искусство устремится в будущее, разорвёт все связи с прошлым и будет сопротивляться сознанию обывателя. Футуризм, по словам Маринетти, должен отвергать пассивность и страх. А главным принципом нового течения станет «красота скорости».
Все эти положения были тесно связаны с техническим прогрессом, который набирал обороты в начале века. Футуристы отказывались цепляться за прошлое и призывали полюбить новый индустриальный мир. Отдельный важный пункт манифеста – символическое разрушение библиотек и музеев. Дело в том, что к началу 20 века Италия действительно превратилась в один большой музей искусства 14-19 веков. Молодое поколение видело в этом культурный застой.

В нашей стране футуристы приняли некоторые основные положения европейских коллег, но сделали всё по-своему. Известна даже такая история: когда Маринетти приехал в Москву в 1914 году, русские авангардисты устроили ему довольно враждебный приём. Во время выступления итальянского поэта Велимир Хлебников и Бенедикт Лившиц организовали демонстрацию, на которой раздавали листовки с оскорбительным для гостя содержанием.
Разрыв между европейским и русским пониманием футуризма был неизбежен из-за самой природы этого течения. Старая культура, с которой предлагало порвать новое направление, в России была тесно связана с европейской традицией. Кроме того, одной из политических основ футуризма был агрессивный патриотизм, поэтому русский авангард скорее стремился искать вдохновения в своих собственных корнях, чем в европейских ориентирах.

Первым русским объединением футуристов была группа будетлян, в которую входили Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Алексей Кручёных и Владимир Маяковский. Необычное слово придумал Хлебников – поэт образовал его от глагола «будет». В самом названии отразилась тесная связь группы с будущим и в то же время ориентация на национальные корни. Бенедикт Лившиц предложил назвать группу «Гилея» – так в «Истории» Геродота называлась земля, откуда родом были братья Давид, Николай и Владимир Бурлюки. В итоге прижились оба названия.
Первый сборник будетлян «Садок Судей» вышел в 1910 году, то есть всего через год после манифеста Маринетти. Два года спустя появился и знаменитый манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором футуристы предлагали сбросить с Парохода Современности классиков и создать новый поэтический язык. Известно, что Маяковский, Кручёных и Бурлюк сочинили манифест за один день в московской гостинице «Романовка».

Некоторые критики считают, что именно футуристы заложили основы перформанса. Достаточно вспомнить скандальные выступления Владимира Маяковского в «Бродячей собаке» или празднование «Займа свободы» в Петрограде. Тогда на параде, устроенном Временным правительством, Велимир Хлебников ехал в грузовике с надписью «317 Председателей земного шара». Фраза отсылала к утопии, которую придумал Хлебников – обществу из 317 деятелей культуры из разных стран. Их Хлебников предлагал именовать «Председателями земного шара» и верил, что такая организация может привести мир к гармонии.
Весной 1920 года Велимир Хлебников познакомился с Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом. Поэты-имажинисты решили провести официальную церемонию коронации Хлебникова в Городском харьковском театре. Воспоминания об этом сохранились в мемуарах Мариенгофа под названием «Роман без вранья».
Классицизм за 5 минут
Романтизм за 5 минут
Реализм за 5 минут
Натурализм за 5 минут
Символизм за 5 минут
Постмодернизм за 5 минут
Метамодернизм за 5 минут