
Пятнадцать лет назад на свет появилась книга, вдохновленная героями известной детской писательницы Астрид Линдгрен. Кроме фамилии героя Микаэля Блумквиста да «позаимствованной» у Пеппи Длинныйчулок оригинальности на грани эпатажа, присущей его напарнице Лисбет Саландер, ничего детского в этой книге не было. Речь в ней шла о расследовании давнего исчезновения человека, с которого понемногу начинал раскручиваться целый клубок интриг и преступлений. «Девушка с татуировкой дракона» - так назывался остросюжетный роман, давший начало трилогии шведского писателя и журналиста Стига Ларссона «Милениум».
Сказать, что роман достиг головокружительного успеха – это не сказать почти ничего. «Девушка с татуировкой дракона», рассказывающая историю гениального хакера с трудным прошлым и ее напарника детектива-журналиста, собрала россыпь литературных наград. Glass Key Award, Boeke Prize, Galaxy British Book Awards, Anthony Award и премия английского канала ITV3 Crime Thriller Award, а также две последовавшие экранизации могли бы воздать должное автору за его убедительность и высочайший литературный талант.

«Расследование убийств, возможно, самое одинокое занятие на свете. Друзья жертвы приходят в волнение и отчаяние, но рано или поздно - через несколько недель или месяцев - их жизнь возвращается в нормальное русло. Ближайшим родственникам требуется больше времени, но даже они преодолевают горе и тоску. Их жизнь продолжается. Но нераскрытые убийства гложут, и под конец только один человек думает о жертве и пытается восстановить справедливость - полицейский, остающийся один на один с расследованием».
К сожалению, совсем незадолго до триумфа романа «Девушка с татуировкой дракона» Стиг Ларссон скончался от инфаркта. Однако трилогия к тому моменту была завершена, и второй книги – «Девушка, которая играла с огнем» с нетерпением ждали читатели по всему миру.
Вторая книга трилогии возглавила книжный чарт Великобритании по версии журнала Bookseller, будучи среди претендентов единственным переведенным романом. Три года после выхода спустя, книгу воплотил на широком экране режиссер Даниэль Альфредсон.

«Как считала Лисбет Саландер, в реальном мире не много найдётся страшилищ, с которыми нельзя управиться при помощи увесистого молотка».
К моменту выхода романа «Девушка, которая взрывала воздушные замки» трилогия «Миллениум» возглавляла всевозможные списки бестселлеров и далеко за пределами Швеции была известна как один из лучших образчиков атмосферного скандинавского детектива.

«Сперва ты всю жизнь чувствуешь себя подростком, у которого впереди бессмертие, а потом вдруг оказывается, что осталось уже совсем немного».
Казалось бы, трилогии закончиться на третьей книге. Но мировой успех – штука упрямая. И вместо ожидаемого конца правообладатели «Миллениума» анонсируют четвертую книгу, окутав атмосферой таинственности ее появление. Например, для создания продолжения в духе Стига Ларссона, они выбирают автора, до сих пор известного лишь одной книгой, в которой он выступал соавтором. Безусловно, после биографии футболиста доверить Давиду Лагеркранцу продолжение легендарной серии – это немалый риск. Но он оправдался сполна: «Девушка, которая застряла в паутине» - в оригинальном названии «Всё, что не убивает» - была переведена на 38 языков мира и только первый ее тираж составлял без малого 3 миллиона экземпляров.

- И знаешь, что говорил Эрих Мария Ремарк? - Что в окопах невесело, или что-то подобное. - Ха, нет; что угрызения совести всегда испытывают не те люди. Тем, кто действительно приносит в мир страдания, всё равно. А те, кто борется за хорошее, терзаются муками совести.
Два года спустя, осенью 2017-го, остросюжетная серия, которая захватила весь мир, пополнилась новым шедевром Лагеркранца – книгой «Девушка, которая искала чужую тень».

«Решающее значение на формирование личности оказывает так называемая «индивидуальная среда», которую ребенок формирует сам и ни с кем не делит – даже с родными братьями и сестрами. Она образуется из того, что нас восхищает и движет вперед по предначертанному нам одним жизненному пути».
Но будь Саландер и Блумквист самыми отважными борцами со злом во всем мире, рано или поздно должно было случиться непоправимое. И вот авторы и издатели по живому режут, анонсируя скорый финал. Финал носит наводящее ужас название – «Девушка, которая должна умереть», и российские читатели уже имеют ценную возможность своими глазами увидеть, чем закончится эта душераздирающая история, читательская любовь к которой продлила серию на целых три книги.

«Есть просто хорошие хакеры, есть гении и есть Саландер - и говорить здесь было не о чем».