
Дисклеймер: это творческая колонка в свободном формате. То, о чём рассказывают наши авторы, не обязательно является мнением редакции.

Мангу в мире любят и как изобразительное искусство, и как литературу. Множество жанров, поджанров, а также специфика по стране происхождения, делают эти книги уникальным явлением. По ней часто снимают аниме, но есть и немало фильмов. Первоисточник почти всегда интереснее. Рассказываем о нескольких знаковых экранизациях и историях.
Фантастический фильм с Томом Крузом и Эмили Блант про нашествие инопланетян-мимиков на планету Земля в недалёком будущем.
Герой Тома Круза оказывается во временной петле из-за того, что кровь инопланетянина попадает в кровеносную систему человека. Теперь он может бесконечное число раз возвращаться в предыдущий день, пытаясь довести миссию спасения человечества до конца. Этот лайфхак будет работать до момента, пока герою не перельют чужую кровь. В отличие от оригинальной ранобэ, события разворачиваются в Европе, а сюжет изменён и сильно урезан. Поэтому есть смысл почитать первоисточник. Помимо ранобэ существуют манга и графический роман в отдельных изданиях.
Драматический фильм с лихо закрученным сюжетом, который оставляет длительное послевкусие. Основан на манге в жанре «психологический триллер» для взрослой мужской аудитории. С 1996 года по манга по главам выходила в еженедельном сэйнэн-журнале Manga Action. После экранизации, манга была переведена на несколько языков, а фильм получил множество наград. Существует также американский ремейк оригинального фильма от режиссера Спайка Ли с Джошем Бролином в главной роли – но он получил отрицательные отзывы и рейтинг 5,1. Вторая адаптация уходит намного дальше от первоисточника. Южнокорейская экранизация давно стала культовой среди поклонников жанра и получила Гран-При Каннского кинофестиваля. Более того, Квентин Тарантино признался, что не сдержал слёз во время просмотра. Сейчас мангу переиздают на русском языке под названием «Старина».
Фильм, где в роли символа жанра «киберпанк» Мотоко Кусанаги появляется Скарлетт Йоханнсон. Красивая картинка, в которой хоть 3D-эффекты частично окупили изменения сюжета, но привнесли совершенно непрошеную самостоятельность. Для большинства фанатов это стало поводом для разочарования, потому что вселенная Масамунэ Сиро гораздо шире и глубже, чем это представили в фильме. Идея «дух в машине» восходит к картезианскому дуализму, который отражается в книге «Ghost in the machine» Артура Кёстлера. В фильме эта идея практически не видна, в основном, режиссёр сделал упор на экшене и эффектных боях.
Как правило, в манге всегда присутствует некий авторский «высший замысел», а фильмы обычно направлены на широкую аудиторию. Киберпреступления, что являются центральным замыслом истории Мотоко, в фильме прошли незамеченными, даже основную сюжетную линию с глобальным искусственным интеллектом порезали и превратили в мало понятную любовную линию. На мой взгляд, в анимационном фильме вы можете ощутить более полно дух этой невероятной истории, а в полном метре – просто полюбоваться на Скарлетт Йоханнсон и чуточку на Такеши Китано (его и правда очень мало в картине).
Манга и аниме, ставшие практически культовыми. Миллионы фанатов, шикарные издания, коллекционирование мерча и фигурок, и такая неоднозначная экранизация. Оригинал наполнен жестокостью, но, пожалуй, фильм переплюнул и мангу и аниме по уровню насилия и кошмарных воплощений. Осторожно: присутствуют спецэффекты низкого качества! Экранизация получилась спорной, потому, чтобы лучше познакомиться с историей и понять ее идею, я вам рекомендую взять что-то из первоисточников – лучше мангу (это всегда лучше, правда), и прекрасно провести время, изучая рисунки и наслаждаясь сюжетом. Сильные и эмоциональные сцены не раз заставят сердце сжаться.
Адаптация великолепной манги в стиле «киберпанк» (и постапокалипсис) от режиссёра Роберта Родригеса и продюсера Джеймса Кэмерона. Фильм получился очень далёким от первоисточника, с изменёнными сюжетными линиями и новыми персонажами, а ещё с другими названиями локаций (например, небесный город Салем на самом деле называется Тифарес). История рассказывает нам о мире людей, где практически у каждого есть какая-либо модификация, а Алита – это девушка-киборг, которую доктор Идо нашёл на свалке и назвал в честь умершей кошки (в оригинале ее зовут Галли). В адаптации её имя ранее принадлежало погибшей дочери доктора, к этому же подвязали и тело, и наличие бывшей жены – в манге нет такого персонажа вообще. В фильме отсутствует ультранасилие, являющееся визитной карточкой жёсткой манги, а феномен постапокалиптической антиутопии авторы фильма вообще «забыли» раскрыть, показав достаточно светлую «Свалку» и приятных персонажей. В этом случае манга и её адаптация идут разными путями, представляя собой два уникальных произведения.
Один из самых нашумевших сериалов от Netflix – «Алиса в Пограничье», который случился задолго до «Игры в кальмара», и обрёл множество фанатов по всему миру. Это великолепный психологический триллер о ценности жизни и о том, что смерть, рано или поздно, настигнет любого. Выполненный в лучших традициях игр на выживание, он захватывает с первой секунды, и не даёт вздохнуть свободно до последней серии. Игры, в которые играют люди – и порой (чаще всего) – проигрывают «небесным лазерам» от неизвестных хранителей игрового мира. А ещё сериал является аллюзией на знаменитую «Алису в стране чудес», вплоть до сходства имен персонажей: Арису (Алиса), Чишия (Чеширский кот), Усаги (Белый кролик), Куини (Абсолем), а Шляпник и там, и там Шляпник. Манга и сериал – это чистая саморефлексия и ответ на вопрос «в чём смысл моей жизни». Третий сезон сериала только ещё в планах, а вот манга уже закончена, поэтому можно ознакомиться с финалом истории.


Дораму сняли по комедийной манге о бывшем якудза, который постигает азы «домохозяйства» и ревностно относится к своей нынешней профессии. Главный герой выглядит как классический мафиози, но при этом носит фартук со смешной мордочкой собаки (акита-ину), а кухню считает своей неприкосновенной вотчиной. И куда же без котиков??? Но окружающие относятся к нему с предубеждением, бывшие соратники пытаются вернуть в банду, а жену он вообще боится как огня. Манга изначально выходила в цифровом журнале, но потом стала очень популярной, и её начали выпускать в формате томов-танкобонов. Через год после выпуска дорамы вышел двухсезонный аниме-сериал. Есть над чем посмеяться, не без чёрного юмора, но, по большей части, очень милая комедийная история. И она хороша во всех трёх ипостасях без преувеличения.