
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

Одной из самых громких фэнтезийных новинок, вышедших на русском языке в начале года можно назвать «Империю проклятых» Джея Кристоффа. За свою литературную карьеру, которая началась в 2012 году, он успел ярко проявить себя в нескольких направлениях фэнтези, а ещё поработать и на ниве фантастики. В честь выхода долгожданной новой книги автора, мы решили рассказать о его творческом пути и других романах.
Джей Кристофф родился в австралийском городе Перте в 1973 году. С ранних лет будущий писатель увлекался фэнтези – он любил и читать, и играть в разнообразные настольные игры во главе с Dungeons Dragons. По словам Кристоффа, он всегда писал для собственного удовольствия, но считая, что шансы на успех в литературе невелики, долгое время не пробовал заняться ею профессионально.
Прежде чем всё-таки попытать свои шансы в книжной индустрии, Джей Кристофф работал в рекламном бизнесе, а на писательство выкраивал время во время обеденного перерыва. Постепенно будущий автор пришёл к мысли, что таким образом может не просто расслабляться, отвлекаясь от повседневной рутины, но и попробовать написать полноценный роман. Кристоффу удалось это сделать, но когда он попытался найти для книги издателя, сделать это не удалось. Как вспоминает писатель, подобно многим дебютным романам, его первая книга оставляла желать лучшего, поэтому ни тогда, ни впоследствии так и не вышла.
Начинающий автор не стал отчаиваться и решил взяться за новую книгу. На сей раз Кристофф подошёл к работе более основательно – он постарался лучше изучить книжный рынок, чтобы разобраться, как правильно взаимодействовать с издательствами, а ещё понять, какие существуют тренды. Впрочем, сейчас, с высоты своего опыта, он предостерегает начинающих авторов от попыток подстраиваться под текущие тренды – пока книга будет написана и доберётся до публикации, те могут уже очень существенно измениться.
Сам Кристофф дебютировал с циклом, который попал в тренд, только начинавший набирать обороты. Пожалуй, австралийский писатель стал одним из тех, кто его задал. Сейчас на полках книжных магазинов нет недостатка в фэнтезийных циклах с азиатскими сеттингами, но в 2012 году, когда вышла первая книга Кристоффа, «Танцующая с бурей», подобные серии встречались ещё сравнительно нечасто. Мир романа был навеян средневековой Японией, но писатель обогатил декорации, позаимствованные из истории, не только существованием магии, но и элементами стимпанка. Главной героиней выступает молодая девушка, которая вместе с отцом, славящимся воинским искусством, отправилась на поиски легендарного чудовища.
Кроме экзотического сеттинга и динамичного сюжета, у «Танцующей с бурей» был ещё один важный козырь – Кристофф написал роман, который по праву можно было позиционировать и как приключенческое фэнтези для взрослых читателей, и как Young Adult. И роману, а ещё двум его продолжениям, действительно удавалось завоёвывать признание читателей самых разных возрастов.
Следующим фэнтезийным циклом Кристоффа стали «Хроники Неночи», которые тоже навеяны земной историей, но уже совсем другого региона – Италии. По словам писателя, его любимые периоды прошлого – Древний Рим эпохи падения Республики и становления Империи, а ещё Ренессанс. На страницах «Хроник Неночи» он смешал воедино эти две эпохи. С одной стороны, непосредственно декорации напоминают скорее эпоху Возрождения, с другой сюжет навеян временами Цезаря. Правда, у Кристоффа прославленный генерал, стремящийся к власти в Республике, терпит неудачу, что влечёт трагические последствия для его семьи. Главной героиней выступает дочь этого генерала, которая выживает и становится на путь мщения. Из-за того, что в центр сюжета Кристофф поместил юную девушку, «Хроники Неночи» нередко относят к Young Adult-фэнтези, но такая характеристика трилогии не очень подходит. Это суровая и жестокая история, которая и по духу, и по стилю относится скорее к тёмному фэнтези.
А вот научную фантастику австралийский автор пишет с явным прицелом на молодых читателей. Большинство фантастических работ Кристофф написал в соавторстве с Эми Кауфман.
Сначала у них вышла трилогия «Досье „Иллюминэ“», которая в первую очередь привлекает внимание ярким оформлением и необычным стилем повествования. Сюжет здесь подаётся через части, стилизованные под различные документы вроде интервью или электронных писем, а тексты сопровождаются множеством разнообразных иллюстраций. В центре сюжета молодые люди из далёкого будущего, которым приходится противостоять могущественной и коварной межпланетной корпорации.
Второй совместный цикл Кристоффа и Кауфман, «Аврора», рассказывает о похождениях группы кадетов космической эпидемии. Все они – незаурядные молодые люди, но обладающие дурной репутацией, и именно им предстоит сыграть ключевую роль в масштабной космическом конфликте.
Наконец, сольно Джей Кристофф написал постапокалиптическую трилогию «Репликант». В центре её сюжета девушка, которая пытается найти деньги на лечение больного отца, переходит дорогу бандитам и раскрывает в себе необычные способности уничтожать машины силой мысли.
Фантастику Кристоффа можно назвать незамысловатой – самобытным кажется разве что «Досье „Иллюминэ“» за счёт необычной манеры подачи истории. Но это лёгкие и динамичные приключения с колоритными главными героями и любопытными мирами. И Кристофф – один из немногих, кто в наше время пишет подобную фантастику для молодых читателей.
Хотя дебютная книга Кристоффа так никогда и не увидела свет, некоторые идеи из неё он впоследствии использовал при написании своего самого свежего и, пожалуй, амбициозного цикла «Империя вампиров». Например, уже там, по словам писателя, он использовал идею о мире, который оказался под властью вампиров и потому стоит на грани катастрофы. Кристофф отмечает, что в юности зачитывался книгами о вампирах, в которых те представали пугающими и опасными монстрами. Но с тех пор в популярной культуре очень распространён другой образ – гламурный и привлекательный. Кристофф же, берясь за свой цикл, стремился вновь показать их жуткими созданиями – и ему это удалось.
События трилогии разворачиваются в мире, который по неизвестной причине погрузился в вечный сумрак, что позволило вампирам захватить власть над ним. Протагонист и одновременно рассказчик трилогии – получеловек-полувампир Габриэль, который прославился как лучший охотник на своих кровососущих сородичей. Джей Кристофф умело переплетает повествование о тех годах, когда герой только постигал азы своего ремесла, с рассказом о времени, когда Габриэль, уже немало повидавший и потерявший, оказывается в эпицентре судьбоносных событий. Выносить окончательный вердикт трилогии до выхода заключительной части будет неправильно, но судя по первым двум книгам, у Кристоффа получилось отличное тёмное фэнтези – атмосферное и мрачное, насыщенное экшеном и колоритными героями, цепляющее с первых страниц и постоянно держащее в напряжении.
Финальный роман «Империи вампиров» выходит на английском уже осенью, и хочется надеяться, что его релиз на русском языке тоже не заставит себя долго ждать. Тем временем сам Кристофф уже трудится над новой трилогией, которая в анонсе характеризуется как смесь «Игры престолов» и «Отряда самоубийц». Звучит, согласитесь, любопытно. Тем более что циклами «Неночь» и «Империя вампиров» Кристофф уже доказал, что здорово умеет писать мрачное фэнтези.