Что стоит знать о цикле «Дневники Киллербота»

Что стоит знать о цикле «Дневники Киллербота»

О популярной фантастической серии рассказывает Дмитрий Злотницкий

В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

В сервисе Apple TV+ стартовал первый сезон сериала Murderbot, основанного на научно-фантастическом цикле Марты Уэллс «Дневники Киллербота». Экранизация получила очень тёплый приём критиков и зрителей, и мы решили, что её выход – отличный повод рассказать подробнее о первоисточнике. А заодно поделимся и своими первыми впечатлениями от самого сериала.

Что стоит знать о цикле «Дневники Киллербота»

Неожиданный успех цикла

«Дневники Киллербота» начались с повести «Отказ всех систем», которая вышла в 2017 году. К тому моменту Марта Уэллс имела за плечами уже более 20 лет литературного стажа – она писала преимущественно фэнтези, но к числу звёзд жанра её нельзя было отнести.

Отказ всех систем
Марта УэллсОтказ всех систем
98
22
Только в магазинах

С «Отказом всех систем» она обратилась к приключенческой фантастике, и эта история вывела популярность Марты Уэллс на совершенно новый уровень. Повесть полюбилась множеству читателей, а вдобавок завоевала разом три наиболее престижные фантастические премии – «Хьюго», «Небьюлу» и «Локус» – а ещё несколько менее крупных наград.

У «Отказа всех систем» – завершённый сюжет, и изначально Марта Уэллс не собиралась писать его продолжения. Но неожиданный успех повести побудил автора изменить свои планы, поэтому вскоре последовали новые истории о похождениях Киллербота. На сегодняшний день цикл насчитывает пять повестей, считая «Отказ всех систем», два романа, а ещё три рассказа.

Продолжения также снискали популярность и принесли писательнице немало наград – сейчас «Дневники Киллербота» с уверенностью можно назвать одним из самых титулованных фантастических циклов современности.

По структуре «Дневники Киллербота» напоминают телесериал с вертикальной структурой повествования – где эпизоды связаны персонажами и миром, но обладают законченными сюжетами. При этом в рамках цикла Марта Уэллс старается предлагать читателям достаточно разнообразные сюжеты – например, чисто приключенческие, детективные или посвящённые столкновению с неизведанным.

Мир Киллербота

События «Дневников Киллербота» разворачиваются в отдалённом будущем. Человечество научилось использовать «кротовые норы» для путешествий между звёздными системами и заселило изрядное количество миров. Большая часть из них входит в достаточно аморфное политическое образование, именуемое Корпоративным кольцом. Как и следует из названия, основная власть здесь принадлежит различным межпланетным компаниям. Большой бизнес Марта Уэллс показывает в весьма неприглядном свете – для него цель оправдывает средства и кажется нет таких границ, которые он не перешагнул ради приумножения прибыли и влияния. Неудивительно, что источником львиной доли неприятностей, с которыми сталкиваются герои цикла, становятся именно корпорации.

Впрочем, не все освоенные человечеством миры входят в Корпоративное кольцо, а потому есть и сообщества, где царят иные порядки. Например, заметную роль в цикле играет Альянс «Сохранение», в котором люди придерживаются гуманистических ценностей.

Телеметрия беглецов
Марта УэллсТелеметрия беглецов
58
13
335 ₽ 279 ₽

С разумной инопланетной жизнью человек в мире Уэллс не встретился, но на некоторых планетах исследователям попадаются артефакты таинственной инопланетной цивилизации. Кроме же обычных людей будущее «Дневников Киллербота» населяют так называемые дополненные люди – те, в чьи тела установлены высокотехнологичные импланты, а ещё искусственные интеллекты и киборги. К числу последних принадлежит и протагонист цикла, от лица которого ведётся повествование.

Боевой андроид-мизантроп

Заглавный персонаж цикла – киборг, так называемый автостраж, созданный одной из корпораций для выполнения различных боевых задач. Например, люди подчас арендуют киборгов в качестве охранников, когда берутся за какое-то опасное дело. Именно в этой роли выступает Киллербот, когда впервые появляется на страницах «Отказа всех систем». Он обеспечивает безопасность группы учёных, которая отправляется в экспедицию на малоисследованную планету. Миссия оказывается куда более опасной, чем могли предполагать учёные, поэтому помощь автостража им очень даже понадобится.

Но этот автостраж не совсем обычный. Ещё до событий повести он сумел взломать свой контрольный модуль – тот, что делает автостражей фактически рабами корпораций, не позволяя им ослушиваться команд. Киллербот такую возможность имеет, но предпочитает делать вид, что он самый обычный, чтобы не привлекать к себе ненужного внимания.

Коллапс системы
Марта УэллсКоллапс системы
23
6
Только в магазинах

Свою свободу Киллербот использует, чтобы наслаждаться тысячами часов развлекательных шоу. Попутно он то и дело едко комментирует действия людей, находящихся под его защитой – о нашем виде он весьма невысокого мнения, хотя его отношение к некоторым его отдельным представителям по ходу цикла и изменится. Любящий телесериалы, несколько неуклюжий в общении, желающий чтобы его просто все оставили в покое, язвительный и в то же время способный на подвиг персонаж нашёл отклик в сердцах множества любителей фантастики. Пожалуй, именно образ Киллербота стал одним из главных козырей и залогов успеха цикла.

Стратегия отхода
Марта УэллсСтратегия отхода
44
14
Нет в наличии

Первые впечатления от экранизации

Первый сезон сериала Murderbot основан исключительно на повести «Отказ всех систем», и пусть эпизоды в нём сравнительно короткие – порядка 25 минут – авторы не гонят события вперёд, а достаточно неспешно знакомят зрителя с героями.

Определённо удался протагонист, роль которого сыграл Александр Скарсгард. Шведский актёр прекрасно сумел изобразить социально неадаптированного боевого киборга, который предпочёл бы держаться подальше и от людей, и от опасностей. При этом авторам удалось сохранить и органично вписать в телевизионный формат и внутренние монологи Киллербота, и его регулярное обращение к просмотру сериалов. Благодаря этому сходу чувствуется, что Murderbot снят людьми, которые уважительно и бережно относятся к оригинальным книгам.

Но акценты в экранизации всё же несколько смещены. Книги Марты Уэллс написаны с юмором, основная часть которого приходится на язвительные мысли Киллербота о людях и происходящем вокруг, но всё же их едва ли можно назвать комедиями. А вот экранизацию – уже вполне, по крайней мере судя по первым эпизодам, в которых авторы фокусируются именно на язвительных мыслях Киллербота и неловких ситуациях в его общении с подопечными людьми. Это ни в коем случае не недостаток экранизации – все юмористические сцены выглядят вполне уместными, но предупреждаем поклонников книг: стиль повествования в сериале несколько отличается от того, что был в книгах Марты Уэллс.

Если вы ещё не знакомы с похождениями Киллербота, но любите приключенческую фантастику, то сейчас подходящее время, чтобы исправить это упущение. Ведь можно одновременно читать книги и наблюдать весьма удачное их отражение на экранах.

Подробнее о Марте Уэллс:

Создательница андроида, завоевавшего сердца сотен тысяч читателей