
В статье мы рассказываем о книге с рейтингом 18+

Часто в литературных текстах фигурируют реально существующие произведения искусства. Например, «Лолита» Владимира Набокова увлекалась массовой культурой и фильмами Чарли Чаплина, герои «Идиота» Фёдора Достоевского – Рогожин и князь Мышкин – ужасались картине «Мёртвый Христос во гробу» Гольбейна, в «Мёртвых душах» Николая Гоголя в усадьбе каждого помещика предстают очам искателя душ разномастная графика и живопись: первое, что попадается Чичикову на глаза в доме Настасьи Коробочки, – это «картины с какими-то птицами», – их образ в поэме символизирует глупость и суетность героини.
Обращение к реальным произведениям искусства в литературе представляет собой значимую «геральдическую» структуру, которая зашифровывает характеристику героя или героини в концентрированном виде или, в метафорическом ключе, дополняя образ. И иногда, чтобы понять произведение – стоит разгадать замысел картины, которая цитируется в тексте.
Однако существует целая категория книг, где искусство играет ключевую и организующую роль. Благодаря таким романам мы можем не просто погрузиться в мир текста, но и узнать историю тех или иных картин – именно о визуальном искусстве в фикциональном (вымышленном) пространстве романов далее пойдёт речь.
Собрали три ярких книги, в которых искусство играет ключевую роль, отчасти являясь одним из героев произведений – не второстепенным, а главным действующим лицом. Прочитав их, вы не только проживёте насыщенную жизнь главных действующих лиц, погрузитесь в мир расследований и головоломок, но и рассмотрите произведения живописи.
В своём романе автор мировых бестселлеров Харуки Мураками вновь играет с жанрами. Психологический триллер с элементами экзистенциальной прозы о человеческом кризисе обрамляется арт-детективом.
Повествование напряжённое, а главный герой немного потерян. Успешный художник-портретист в разгаре депрессии внезапно находит в доме своего друга полотно известного японского художника. И тут начинается самое интересное – чертовщина в сочетании с подробным рассказом о живописце и живописи. Фигура художника Томохико Амада погружает читателей в довоенную богемную жизнь Вены – именно там учился японский новатор, успешно практиковавший экспрессионизм. Но вдруг он возвращается в Японию и меняет технику письма кардинально – отказывается от западного стиля в пользу разработки традиционно японской техники.
Роман многоуровневый: художник в кризисе, который расследует загадку коллеги, жившего два поколения назад, рассуждения о войне, личной и исторической травме, о природе творчества в сочетании с типичной для Мураками сюрреальной атмосферой.
Донна Тартт – всемирно известная американская романистка. Она продолжает традицию интеллектуального романа, в котором детективный сюжет сочетается с богатством деталей, отсылок, аллюзий на различные культурные тексты и произведения искусства. Поэтому читателю предлагается не только распутать сложносочиненный сюжет, но и попытаться разобраться в интертекстуальной игре, которую затеял автор. В этом смысле «Щегол» – особое удовольствие для любителей чтения и истории искусств. Правда, открывая книгу, лучше сразу вооружиться иллюстрированным томом, посвящённым нидерландскому искусству 17 века – Золотого века живописи.
Тео Декер, главный герой романа, ещё подростком вместе со своей матерью посещает выставку нидерландских художников, которой в реальности никогда не было (это всё случается в самом начале книги). И там Тартт вводит одного из главных действующих «лиц» романа – картину «Щегол» кисти Карела Фабрициуса.

Карел Фабрициус (1622–1654) – голландский живописец, известный как один из самых талантливых учеников Рембрандта. Им, в частности, восхищался Винсент Ван Гог. Его величают учителем Яна Вермеера. Фабрициус действительно повлиял на становление живописи Делфтской школы, в том числе, косвенно, и на эстетику Вермеера. Фабрициус писал разные картины: портреты, натюрморты, виды города – он был мастером обманок и иллюзий. Однако сегодня вы можете увидеть не более 15 картин этого художника. И не потому, что они находятся в частных коллекциях, украдены или засекречены. Жизнь и карьера Фабрициуса резко оборвалась в 1654 году, когда взорвался Делфтский пороховой склад. Художник погиб в 32 года, а часть его работ была потеряна из-за этой же катастрофы, но некоторые полотна всё же уцелели – в частности, тот самый «Щегол».
Главному герою этого романа, как и читателям, предстоит проделать огромный путь, чтобы узнать судьбу картины, размышляя о принципах фатальности, судьбе и природе творчества. Роман – современный арт-детектив, расследующий запутанную историю – историю внутреннего ландшафта человека – самой большой загадки.
Тему голландского искусства можно продолжить осваивать в романе-эстетическом наслаждении «Голландский дом» Энн Пэтчетт. Начнём с того, что оформление, дизайн, тиснение книги – уже произведение искусства. Роман же представляет собой семейный эпос, разворачивающийся внутри дома, наполненного историей искусств.

Уж коли мы упоминали Вермеера, предположительно ученика Карла Фабрициуса, написавшего картину «Щегол», то стоит упомянуть ещё один арт-детектив «Девушка с жемчужной серёжкой». Хотя роман можно классифицировать как исторический, он содержит элементы детектива и триллера. Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» является центральным элементом сюжета, вокруг которого разворачивается история интриг и скрытых мотивов. Именно это произведение было экранизировано в 2003 году в главной роли со Скарлетт Йоханссон, после чего картина Вермеера «завирусилась», став одни из самых популярных полотен.
Практически все романы популярного писателя Дэна Брауна закручены вокруг произведений искусства. Я бы отнесла его знаменитую серию детективно-приключенческих романов о профессоре Роберте Лэнгдоне, детективе-исследователе, к категории туристических триллеров, благодаря которым можно насладиться видами и шедеврами Рима, Ватикана, а ещё описанием работ старинных мастеров.
Романы Артуро Переса-Реверте часто относят к категории интеллектуального детектива, их действие всегда разворачивается на фоне искусства или с его помощью. Но главным артефактом становится не картина, а рукопись или книга, а точнее – древнее, тайное знание, хранящееся в ней. Эзотерика, триллер и интеллектуальная атмосфера – то, на чём строится повествование знаменитого романа, по мотивам которого был снят фильм Романа Полански «Девятые врата» (1999), главную роль в котором исполнил Джонни Депп.