«Академия» и «Основание»: что лучше – книги или сериал

«Академия» и «Основание»: что лучше – книги или сериал

Какой получилась экранизация романов Айзека Азимова

«Академия» – легендарный цикл книг Айзека Азимова. Её история началась в 40-х годах прошлого века, а закончилась почти сорок лет спустя – в 1993. Тем не менее идеи живут, и сейчас историю цикла будет продолжать амбициозная экранизация на Apple TV+. Долгие годы считалось, что такой масштабный и неторопливый цикл не удастся перенести на экран, но формат «больших сериалов» изменил индустрию.

Академия
Азимов А.Академия
100
10

Величие Галактической Империи поражает воображение. Тем сложнее поверить Гэри Селдону, основателю психоистории, когда он говорит, что Империя неизбежно падёт. Чтобы не допустить потери прогресса и долгих веков варварства, у Селдона разработан план. Так начинается история Академии: объединения талантливых учёных и других увлечённых людей, которые должны бороться за будущее человечества, оставаясь в тени.

Только в магазинах

Разбираемся, что лучше: оригинальная история или сериал по её мотивам.

Собираясь читать «Академию», следует помнить, что это фантастика другого века. Фантастика идей, в которой не столь важны зрелищность и лихой сюжет, как фундаментальные вопросы о сложностях, с которыми сталкивается человек. Про власть, военные силы и вооружённые конфликты, про влияние одной личности на ход истории в целом. И многие из этих вопросов долго и подробно обсуждаются всеми сторонами конфликта. То есть при знакомстве с «Академией» точно стоит ожидать двух вещей: масштаба и разговоров.

Адаптация не может позволить себе такого, поэтому шоураннер обозначил свою позицию: то, что у Азимова выражено холодной логикой, в сериале будут передавать в том числе через эмоции. «Основание» – не детальная экранизация, это новая история по мотивам классики. К первоисточнику здесь относятся внимательно, бережно, но вольно. Это скорее материал, который нужно переосмыслить – в конце концов, мы говорим о книгах середины прошлого века.

В то же время поклонников автора ждёт много приятных параллелей, в том числе с другими связанными книгами. Например, новый второстепенный персонаж сериала, лучший друг Гэри Селдона, носит имя героя из романа-приквела к «Академии»: так зовут мальчика, которого Селдон усыновляет. И это не единственная подобная отсылка.

В чём ещё различия между книгой и сериалом?

Фигура Императора

У Азимова Император практически не оказывался в фокусе: идея сводилась к тому, что правители Империи уже долгое время были недостаточно компетентными. Сериал же создаёт весьма интересный образ Императора «в трёх лицах», точнее, клонах. Один юный, второй в расцвете сил, третий старец. По сути, один и тот же человек на протяжении долгих лет передаёт власть новой версии самого себя. И всё же у клонов разное сознание и опыт, так что из одного набора генетических данных развиваются новые личности, у которых зачастую довольно сложные отношения с предшественником.

Роль Императора блистательно исполнил Ли Пейс. Это интересная фигура, за которой хочется следить. Есть шанс, что темы клонирования и этических вопросов биоинженерии в будущем сыграют в экранизации не последнюю роль.

Предыстории и гендерные вопросы

В силу эпохи цикл Азимова был полон сильных мужских персонажей – чего нельзя сказать о женских. Поэтому создатели сериала решили изменить истории некоторых центральных героев. В результате женщинами «стали» Гаал Дорник и Сальвор Хардин.

В книгах Гаал – математик с докторской степенью, уверенный и состоятельный. В экранизации это скорее подающий надежды учёный. В этой версии истории Гаал травили за пристрастие к наукам на родной планете, из которой она прибывает на сияющий Трантор.

Сальвор Хардин в книгах – мэр планеты Терминус, где находится штаб Академии. В сериале девушка получила скорее военную функцию, чем административную, став «стражем» планеты. В то время как Хардин из книг известен, в частности, высказыванием о том, что «насилие – последнее прибежище некомпетентных».

Трантор и Терминус

Планета-столица Трантор поразила воображение зрителей тем, как точно она воссоздана в сериале. Впрочем, создатели всё же позволили себе некоторые вольности, вписав в её историю трагедию, связанную с орбитальным мостом. Так, Трантор перестаёт быть просто местом действия и становится двигателем сюжета, запуская сложную цепочку реакций.

Терминусу же предстоит стать штабом Академии, но в экранизации уделили довольно много внимания процессу колонизации планеты. Азимов никогда не интересовался этим, как и ролью Императора. Здесь же новые идеи становятся источником напряжённой и драматичной ситуации на планете.

Что в итоге?

Сериал уделяет больше внимания деталям: характерам и отношениям. Именно через них создатели будут раскрывать идеи, которые существовали у Азимова только в диалогах о власти. Ещё экранизацию больше интересуют сложности начальных этапов истории – от возникновения идеи до колонизации планеты. Здесь будут и неожиданные боевые сцены, и драматичные повороты, и загадки, которых не было в книгах.

Азимова же интересовал масштаб катастроф, с которыми сталкивается человечество в целом. Сериал существует за счёт того, что переосмысляет такой подход, переводя в совершенно иное, визуальное искусство. Но и то, и другое – заметные события в истории, с которыми стоит познакомиться.