
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+

Порой хочется отложить привычные истории и почитать сказку. Но не ту, где обычная девушка встречает прекрасного принца или Баба Яга крадёт мальчика. Уж слишком сложно поверить в эти сюжеты. То ли дело взрослые сказки, где в мир людей врываются фейри, а чудеса случаются на фоне городского пейзажа.

Новый роман Аси Демишкевич похож на мрачную сказку — это можно назвать уже авторской визитной карточкой. Только здесь выдуманный мир постепенно захватывает настоящий, и вот уже невозможно провести границу между Королевством и реальностью. Автор пишет об опасностях тотального, пусть и вынужденного, эскапизма — да, реальность вокруг нас такова, что выжить можно, только сбежав куда-то. Но что случится, если сбежишь навсегда — и потеряешь ключи от шкафа в Нарнию, от ворот в Средиземье?

Магический реализм Виктории Войцек — мрачное, пугающее и страшно-откровенное рассуждение на тему похищения детей, рассказанное через оптику маленькой девочки. Оказываясь во враждебном ей мире, она постепенно превращает всё происходящее в сказку. И люди вокруг кажутся ей принцессами и королевами, и колдунами, и прочими необыкновенными созданиями. В этой безобидной фантазии героиня находит спасение, пока взрослый читатель тревожно покусывает ногти, обращая внимание на неприятные детали — хищный взгляд «покупателей», их жесты и разговоры.

Действие романа абсолютно неспешное — никаких драк и боёв с нечистью. Получается что-то наподобие фильмов Андрея Тарковского, которые смотрят ради нарастающей драмы и эстетического удовольствия. Пусть даже оно мрачное и хтоническое.

Евгения Сафонова выбирает необычный подход к ретеллингу и с точки зрения структуры, и с точки зрения работы с подтекстами. Это не просто попытка рассказать сказку сквозь новую оптику, или расширить оригинальный канон. «Белая королев» — развёрнутая метафора поиска света в трудные времена, когда он, казалось бы, гаснет и внутри, и снаружи. А ещё — книга о борьбе с болью и утратой.

Автор переосмысляет и конкретно сказку о Русалочке, и в целом набор сказочно-мифологических образов такого рода. Этот роман пронизан то туманной атмосферой Лавкрафта, то эстетикой «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» Сюзанны Кларк. Но прежде всего книга о борьбе с чудовищами внутри, которые, к слову, порой не очень чудовищны.