
Мир высоких технологий сложно себе представить без роботов, ведь уже сегодня они повсюду – моют нам машину, готовят еду, поддерживают микроклимат в квартире. То, что ещё вчера казалось фантастикой, – роботы-пылесосы, лазерная коррекция зрения, функция отложенной стирки – уже сегодня стало привычной реальностью. Но всё равно, когда мы говорим «робот», мы представляем себе человекоподобную машину, внутри которой, где-то между винтиков и шестерёнок таится потенциал немыслимой силы. Опасный или обнадёживающий потенциал, несёт он людям благо или погибель – об этом писатели-фантасты придумали немало книг. А мы с удовольствием их читаем.
Лауреат Нобелевской премии по литературе Кадзуо Исигуро представил новый роман «Клара и солнце», главная героиня которого – андроид в ожидании своего человека. Клара проводит дни в витрине магазина, наблюдая за суетливым миром, и размышляет о нём с пронзительной мудростью любопытного ребёнка. Робот в версии известного японского лирика – друг (это, в сущности, их основное предназначение), которая помогает в жизни и учёбе и выполняет все приказы своего хозяина. Но за будничными событиями, которые происходят на наших глазах, у Исигуро как всегда открывается бескрайнее поле для размышлений – о любви и дружбе, прогрессе и технологиях, человечности и жестокости, близости и одиночестве, и о многом другом.
В продолжение темы собрали вместе 5 книг про роботов, которые многое расскажут о человеке.

Вот какой у меня вопрос. Ты веришь в человеческое сердце? Я не просто орган, разумеется, имею в виду. Я говорю в поэтическом смысле. Человеческое сердце. Существует оно, по-твоему? То, что делает нас особенными и неповторимыми.

Я вдруг осознал, какие глупые создания эти люди. Не существовало законов, регулирующих человеческие поступки. Поэтому людям пришлось самим придумывать нужные правила, но даже после этого они не могли заставить себя им следовать.

Электронный мозг робота загудел от новых мыслей. Игра может спасти жизнь! Опоссум притворяется мёртвым. А что если робот притворится живым? Она, Роз, могла бы вести себя не как железная машина, а более естественно. Да-да, надо разыгрывать дружелюбие, и тогда, возможно, появятся настоящие друзья.

А правда в том, что эта вспышка – всего лишь преломление света атмосферой. Но скажи это человеку, большинству из них, и на тебя посмотрят, выпятив челюсть, как будто до тебя просто не доходит. Как будто это ты не понимаешь. Потому что ты не видишь и не чувствуешь чудес. Людям нравилось верить в чудеса. Когда здесь ещё жили люди. Теперь их больше нет.

– Не, серьёзно, – сказала женщина, которая предложила Паладину воспользоваться её 3D-принтерами. – Интеллектуальная собственность и патенты приносят им кучу бабла, а они обращаются с разработчиками и админами, как со скотом, как с рабами на плантации.