
Медведей на картине «Утро в сосновом лесу» нарисовал вовсе не Иван Шишкин, хотя именно он остался в массовом сознании автором этого шедевра живописи. Дело в том, что авторов у знаменитой картины было двое – животных изобразил другой художник Константин Савицкий, причём в первоначальном варианте эскизов их было только двое.
Еще одного известного живописца, Илью Репина не пускали в Третьяковскую галерею. Дело в том, что с её основателем и владельцем Павлом Третьяковым у художника вышел конфликт. Вечно считающий, что его работы могут быть лучше, Репин стремился их исправлять даже после того, как картины уже занимали свое место в экспозиции. Причём начав, порой не мог остановиться и значительно переписывал сюжеты. Остановить художника в его стремлении к совершенству мог только полный запрет владельца галереи впускать его внутрь.
Глядя на виртуозно исполненные морские пейзажи Ивана Айвазовского невозможно поверить, что художник не писал их с натуры. С натуры он обычно делал лишь быстрые наброски, а над созданием картин работал в мастерской по воображению. Ещё один удивительный факт об этом гениальном живописце заключается в том, что писал свои картины он, как правило, за один приём. В то время как известны случаи работы над полотном годами, Айвазовский даже свою самую масштабную работу «Среди волн» создал за десять дней.
18 мая отмечается Международный день музеев, по которым мы скучаем в самоизоляции. Ведь там можно не только вдоволь налюбоваться мировыми шедеврами, но и узнать массу поразительных фактов о мире вообще и о мире искусства в частности. Свой собственный праздник у этих дивных учреждений культуры появился в 1977 году, когда 11-ая генеральная конференция Международного совета музеев приняла соответствующую резолюцию. Символично, что произошло это именно у нас, в тот год местом проведения конференции была выбрана Москва.
Для всех ценителей прекрасного мы представляем 10 увлекательных книг, которые станут достойной альтернативой похода по музеям в условиях самоизоляции. А кроме того, расскажут массу интересного и позволят заглянуть в самый географически отдалённый музей – и даже в далёкое прошлое.

Икона – такая же классическая форма средневекового искусства Руси, как для Древней Греции – статуя, для Египта – рельеф, для Византии – мозаика. И здесь сослужило службу дерево, верный спутник русских в быту, хозяйстве и строительстве. Иконы писали на досках – липовых и сосновых. Доски покрывались левкасом – тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка.

Полотна Винсента ван Гога (1853–1890) отличаются необычным выбором цветов и оттенков. Даже люди далёкие от искусства смогут отличить его картины от картин, например, Поля Сезанна (1839–1906) или Поля Гогена (1848–1903). Утончённые голубые и желтые цвета, часто контрастирующие с невероятными оттенками красного или зелёного, являются уникальной особенностью художника

Сильные чувства и острые драматические ситуации встречаются у Джотто не часто. Его персонажи – не герои, которым навеки предопределено воплощать важнейшие моменты откровения, но просто чувствующие люди, ощущения и мысли которых, их радости и страдания показываются зрителю в волнующей его форме.

Для того чтобы живописное полотно или скульптура были включены в перечень произведений искусства, их содержание должно всегда оставаться многомерным. Их задача – властно взять нас за руку и помочь переступить через порог повседневности, правильно поставить вопросы, на которые невозможно дать немедленный ответ, оставить след и заронить в нашу душу зерно беспокойства, от которого нам трудно было бы избавиться, мысль, к которой мы бы постоянно возвращались. Воздействие на наши чувства – это одна из возможностей искусства, но не его долг.

Начиная со своей первой банки супа Campbell и далее всегда Уорхол был в чистом виде концептуальным художником. Его талант был в том, чтобы не упустить правильную идею в правильный момент и понять, как её правильно представить. Вот почему его мгновенно признали и в то же время жёстко критиковали. Его подход к живописи разорвал все традиции, и большинством в арт-мире искусством не признавался. Но его выбор объектов, его своевременность, талант оформителя и рисовальщика покрыли суждения традиционных критиков и сделали его работу доступной широкой публике.

Что с телом Христа на «Распятии» Мазаччо? Точнее, что с его шеей? По всей видимости, художник хотел изобразить распятого с точки зрения снизу, но у него не получилось. Всё произведение обладает повышенной экспрессией, в том числе благодаря красному силуэту упавшей на колени Марии Магдалины. Кстати, обратите внимание, что её нимб не так богато декорирован, как у Богоматери и Иоанна Крестителя. Существует мнение, что художник добавил её фигуру в композицию в самый последний момент.

В российском искусстве первой половины ХХ века есть минимум три фигуры не только особого масштаба, но и особого объединяющего статуса: Казимир Малевич, Павел Филонов и Кузьма Петров-Водкин. Они воспринимаются не только в уникальности своего творческого бытия, но и в плане некоей коллективности действий: они обрастали учениками, соратниками, единомышленниками, судьба которых в течение какого-то времени (а нередко – всей творческой жизни) маркировалась именами этих выдающихся мастеров.

Когда мы смотрим на картину, нам никогда не удается остаться отстраненными наблюдателями: с первого же взгляда на полотно, хотим мы этого или нет, мы оказываемся внутри. С этого момента мы неосознанно движемся по маршруту, намеченному живописцем

Легенда гласит, что однажды Тициан уронил кисть в присутствии Карла V, и тогда тот сам поднял её со словами: «Услужить Тициану почётно даже для императора

С такой же силой, с какой древние египтяне упорно верили в загробную жизнь, древние греки воспевали жизнь земную. Они поддерживали культ красоты и во главу угла ставили физическое и интеллектуальное совершенство. Греки верили во множество богов и представляли, будто боги выглядят как идеальные люди, – это тоже было частью культа красоты