10 интересных фактов о «Франкенштейне» Мэри Шелли

10 интересных фактов о «Франкенштейне» Мэри Шелли

О знаменитой книге и её авторе рассказывает Дмитрий Злотницкий

В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+

Немного найдётся романов, которые бы так часто привлекали внимание кинематографистов, как «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли. Очередную экранизацию книги, на сей раз от прославленного Гильермо дель Торо, выпустил в начале ноября сервис Netflix. В честь громкой премьеры мы решили вспомнить несколько примечательных фактов о нестареющем романе.

Интересные факты о «Франкенштейне»

Роман, который автор написала в юном возрасте

Мэри Шелли, в девичестве Мэри Уолстонкрафт Годвин, была дочерью писателя, журналиста и философа Уильяма Годвина, который дал ей хорошее домашнее образование и привил любовь к чтению. Для своего времени она считалась весьма образованной девушкой.

Сочинять «Франкенштейна» Мэри начала в совсем юном возрасте, когда ей было всего 18 лет, и изначально планировала, что это будет рассказ. Но её возлюбленный, Перси Шелли, ставший впоследствии супругом, разглядел в задумке потенциал для романа и посоветовал Мэри взяться за крупную форму. Первое издание появилось в 1818 году, когда писательнице было 20 лет.

Франкенштейн, или Современный Прометей
Мэри ШеллиФранкенштейн, или Современный Прометей
6
3
«Жизнь упряма и цепляется за нас тем сильнее, чем мы больше ее ненавидим».
589 ₽ 499 ₽

История, родившаяся из дружеского состязания

Летом 1816 года Мэри и ее будущий муж, Перси Шелли, отдыхали на берегу Женевского озера в компании лорда Байрона и его врача Джона Полидори. Лето было холодным и дождливым, и в качестве развлечения лорд Байрон предложил устроить литературное состязание, в котором каждому из участников надо было написать историю о привидениях.

Поначалу Мэри не могла придумать сюжет, но затем во время одной из бесед она заговорила о возможности оживить умершее тело. Вечером того же дня увидела в полудрёмё образ молодого ученого, который с помощью запретных знаний и некоего механизма пытается оживить своё жуткое творение. На следующий день Мэри Шелли начала работать над «Франкенштейном».

И это — не единственное заметное произведение, появившееся благодаря тому дружескому состязанию. Байрон написал фрагмент рассказа о вампирах, но не стал завершать его. А вот Полидори оттолкнувшись от идей Байрона, впоследствии написал повесть «Вампир», которая стала классикой литературы о вампирах.

Издание без имени

Первое издание «Франкенштейна, или Современного Прометея» вышло в январе 1818 года, и книга была опубликована анонимно. Предисловие к изданию написал супруг Мэри, уже успевший сделать себе имя, как талантливый литератор. Есть мнение, что вклад Перси в написание романа был столь велик, что его можно считать полноценным соавтором. Но более распространена среди исследователей такая позиция: его роль в создании книги сводилась к редактуре.

Один из ранних образцов научной фантастики

Роман Мэри Шелли считается одним из ранних образцов научной фантастики в современном её понимании — где нечто невероятно не просто происходит, но и возможно из-за допущения, основанного на науке. Впрочем, хотя Виктор Франкенштейн — учёный и оживляет мёртвую материю именно благодаря своим научным изысканиям, в подробности того, как именно он вдохнул жизнь в монстра, он на страницах романах не делится. В экранизациях непосредственному процессу сотворения монстра нередко уделяется куда больше внимания, чем в первоисточнике.

Вторая версия романа 

В 1831 году Мэри Шелли выпустила обновлённую версию «Франкенштейна, или Современный Прометей». Писательница не ограничилась дополнительной редактурой и добавлением введения о том, как создавался роман, но и внесла заметные коррективы в повествование. Например, в более поздней версии писательница поменяла предысторию невесты Виктора и его самого, добавила мотив влияния неотвратимой судьбы на поступки героя и показывает его самого более трагическим персонажем, сожалеющим о своих поступках.

Переиздаётся чаще всего именно версия 1831 года.

Первая адаптация 

Уже в 1823 году роман удостоился первой адаптации — в формате театральной постановки, увидев которую Мэри Шелли написала, что теперь стала знаменитой. На волне успеха постановки, вышло второе издание книги, на обложке которой уже было имя писательницы.

Именно в этой постановке Виктор Франкенштейн впервые обзавелся горбатым ассистентом, который впоследствии будет появляться во многих других адаптациях и превратится в архетипического для хорроров персонажа. Его принято называть Игорем, хотя в той первой постановке он носил имя Фритц. Кроме того, именно в ней впервые при оживлении монстра прозвучала фраза «It’s alive», впоследствии прозвучавшая в одной из самых известных экранизаций романа и ставшая культовой.

Узнаваемый образ отличается от книжного

По мотивам романа Мэри Шелли снято множество фильмов. В разные годы монстра Франкенштейна на экране воплощали такие звёзды, как Кристофер Ли, Бела Лугоши, Роберт Де Ниро и Аарон Экхарт. Впрочем, пожалуй самый узнаваемый экранный образ монстра создал Борис Карлофф, сыгравший его в фильмах 30-х годов «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна». Персонаж обычно ассоциируется именно с этим долговязым громилой с высоким лбом, жуткими шрамами на лице, электродами на шее и постоянно приспущенными веками. Вдобавок мыслительные способности такой версии монстра оставляют желать много лучшего.

Монстр в исполнении Бориса Карлоффа из экранизации 1931 года / Источник: afisha.ru

Этот образ значительно отличается от книжного описания персонажа. Согласно роману, монстр был высок, отличался желтизной кожи, под которой хорошо были заметны мышцы и артерии, а также водянистыми глазами, но при этом отдельные его черты были прекрасны. Пугали не столько они по-отдельности, сколько их неестественное сочетание. Кроме того, книжный монстр оказался весьма умён.

Многочисленные произведения по мотивам

Впоследствии разнообразные произведения о Франкенштейне и его монстре писали и многие другие авторы — в том числе весьма именитые. Например, у Брайана Олдиса есть роман «Освобождённый Франкенштейн», главный герой которого попадает из 21 века в 19 столетие, и сталкивается не только с печально известным учёным и его монстром, но и с Мэри Шелли. В цикле Дина Кунца «Франкенштейн» учёный и его творение доживают до наших дней, и если первый одержим идеей создать высшую расу, то второй стремится положить конец бесчеловечным научным изысканиям. А Питер Айкрод в «Журнал Виктора Франкенштейна» переплетает собственную интерпретацию истории заглавного персонажа с биографией самой Мэри Шелли. И это — лишь несколько примеров из множества всевозможных продолжений и переосмыслений знаменитого романа Мэри Шелли, вышедших за два с лишним века после его публикации.

Не только «Франкенштейн»

Одним только «Франкенштейном» творчество Мэри Шелли отнюдь не ограничивается — её перу принадлежит и ряд других произведений в разных жанрах. Например, она написала исторические романы о Перкин Уорбек, претенденте на английский престол, утверждавшем, что он приходится сыном Эдуарду IV, и итальянском полководце Каструччо Кастракани. А «Последний человек», рассказывающей о жуткой эпидемии, охватившей Европу в начале 21 века, может считаться одним из ранних образцов постапокалипсиса. Кроме того, Мэри Шелли рано овдовела — её супруг погиб в кораблекрушении в возрасте всего 29 лет — и она занималась публикацией его произведений.

Комплекс Франкенштейна 

Знаменитый фантаст Айзек Азимов сформулировал и использовал термин «комплекс Франкенштейна», означающий страх человека перед искусственным разумом. Хотя в прославленном цикле Азимова о роботах, действия последних ограничены законами робототехники, вроде бы обеспечивающими безопасность людей, персонажи нередко испытывают этот комплекс, что автор обыгрывает в сюжетах. И похоже фантаст, как в воду глядел — с развитием робототехники в реальности, у некоторых людей действительно начал появляться подобный комплекс.