Интересно почитать

Как легко учиться в младшей школе.

5 проблем, мешающих младшему школьнику, и их решение

«Почему у моего ребенка проблемы в обучении в школе?», - часто задумываются родители.
Здесь в основном два варианта дальнейшего развития событий.
Либо родитель берет всю вину за проблемы в обучении на себя и ребенка, и начинается масштабная борьба за повышение успеваемости.
Автор книги предлагает рассмотреть вопрос системно и выделить основные проблемы, которые мешают ребенку успешно учиться в младшей школе.
Всего можно выделить 5 типов проблем.
Нейропсихологические проблемы
Слово нейропсихология сейчас стало очень популярным, но, к сожалению, многие родители до сих пор не до конца понимают смысл этого направления. Давайте разбираться.
У мальчика Миши плохой почерк, даже не просто плохой, а ужасный. Родители и учителя заставляют Мишу часами выводить в прописях буквы, но ничего сильно не меняется. Потеряв всякую надежду, родители отдают ребенка на нейропсихологическую коррекцию. Там ребенок выполняет различные упражнения: ползает, двигает туда-сюда глазами, завязывает пальчиками узелки, прыгает, учится жонглировать, в общем, делает какие-то непонятные вещи, никак не связанные с письмом (это, конечно, на первый взгляд).
И о чудо! Через пару месяцев почерк Миши меняется до неузнаваемости. В это сложно поверить, но буквы становятся ровными, а скорость письма возрастает. «Как? За счет чего?» — удивляются родители.
Давайте разберем, что же произошло. Все не так уж и сложно. За различные процессы — письмо, чтение, счет — отвечают разные участки мозга. Эти участки формируются в процессе «онтогенеза» — еще одно полезное слово. То есть в процессе роста и развития человеческого организма с самого раннего детства. А еще нужно понимать, что формируются они, казалось бы, от никак не связанных на первый взгляд движений, например от ползания, бега, прыжков и так далее. Например, ребенок практически не ползал, а сразу начал ходить. Родители безумно счастливы: «Какой он у нас молодец, какой развитый».
Но неожиданно, в начальной школе, у ребенка появляются проблемы с почерком, а дальше еще и с геометрией. Вроде события никак не связаны? Но это не так. При ползании у ребенка развиваются участки мозга, отвечающие за навыки ориентации в пространстве. Если же ребенок эту стадию пропустил, то, соответственно, эти участки не развились, что в дальнейшем приведет к проблемам.
Я сейчас все очень упрощаю, не называю конкретных участков мозга, моя цель — открыть вам саму суть нейропсихологических проблем. А она состоит в том, что если в процессе развития ребенка какие-то участки мозга развились недостаточно, то это, скорее всего, приведет к проблемам в обучении в будущем.
Проблемы с мотивацией
«Мой ребенок не хочет учиться», — говорят родители.
«А с чего он, собственно, должен хотеть учиться?» — спрошу я вас.
А вы уверенно ответите: «Тяга к знаниям в ребенке заложена самой природой!»
Во-первых, заложенную природой тягу к познанию ребенок проявляет и без школы. Во-вторых, поставьте себя на место ребенка-первоклассника. Представьте: ходите вы на такую работу, где вас постоянно упрекают, вами помыкают. При этом работа достаточно сложная и особого удовольствия не приносит. Да еще зарплату вам не платят. Ну а ходить сюда вам придется бесконечное количество времени. Потому что 10–11 лет с точки зрения семилетнего ребенка — это бесконечность. А попытки убедить, вроде: «Будешь плохо учиться, станешь дворником», — плохая мотивация. Ребенок прекрасно понимает, как устроен мир вокруг, и видит огромное количество «успешных неучей», например киберспортсменов, которые зарабатывают сотни тысяч долларов, просто играя в компьютерные игры, видеоблогеров, звезд Инстаграма...
Получается, с точки зрения ребенка, у него нет объективных причин хорошо учиться.
Что с этим делать, будем разбираться в практической части книги.
Проблемы психологического характера
Возможно, учительница пару раз при одноклассниках нелестно отозвалась о вашем ребенке, другие ребята это подхватили, и вот уже над ним все подшучивают и издеваются. В результате ребенок не хочет идти в школу. Или у ребенка не сложились отношения со сверстниками, и поэтому он не хочет учиться. Эти проблемы очень важно правильно и вовремя выявить. Разбирать психологические проблемы и способы их решения также будем в практической части книги..
Проблема гаджетов (телефоны, планшеты)
Проблема, по моему мнению, самая серьезная.
Нас захлестнуло информационное цунами: количество информации, которое обрушивается на нас ежедневно, огромно, а наш мозг эволюционно создан абсолютно для другой среды и не справляется с такими объемами.
Мы постоянно оказываемся в ситуации потребления информации: сотни сообщений в социальных сетях, картинки в Инстаграм, приложения, игры. И если те, кто родился до 1990 года, свои школьные годы провели еще без мобильного телефона, то современные дети с телефоном и планшетом познакомились в первые 3–5 лет жизни.
Что же в этом такого страшного? Да, технический процесс дает нам много благ. Мы всегда на связи, за несколько секунд можем получить необходимую информацию, можем поставить ребенку любой мультфильм, и малыш не будет нас доставать.
К сожалению, наш мозг не справляется с этим потоком, потому что устроен по-другому. Он может либо принимать информацию, либо ее обрабатывать (то есть думать, мыслить). Когда ребенок постоянно находится в формате потребления информации, его способность думать атрофируется. У врачей даже появились два новых термина. (Более подробно об этом вы можете почитать у Андрея Владимировича Курпатова, в своих многочисленных книгах он подробно разбирает эту тему.)
Эти термины — «цифровое слабоумие» и «информационная псевдодебильность». Ими обозначают проблему, когда человек со здоровым физиологически мозгом не может совершать простых интеллектуальных действий.
Кстати, в элитных частных школах полностью запрещено пользоваться мобильными телефонами — в этой среде растят тех, кто будет в дальнейшем руководить и управлять остальными.
В отличие от других проблем, я не до конца представляю, как решать эту. Но все же в практической части книги мы поговорим и о ней.
Отсутствие навыков эффективного обучения
Какой предмет нравится ребенку больше всего? Правильно, тот, который у него лучше всего получается. А какой меньше всего? Тот, который получается хуже. Сначала ребенок старается учиться лучше. Но если у него плохо получается, если за время, потраченное на учебу, он не получает эмоционального подкрепления в виде похвалы, удовольствия или хорошей оценки, то он решает просто перестать этим делом заниматься. Как я уже говорил выше, есть методики, которые позволяют ребенку учиться в разы быстрее и проще. Например, как дети готовят пересказ? Читают несколько раз и пытаются повторить. Если не получилось пересказать, то читают еще раз. И тут в голову закрадывается мысль: неужели за свою историю человечество не придумало эффективных методов пересказа? Конечно, придумало! Просто нужно о них знать.”
Подробному анализу и способам решения этих представленных проблем и посвящена эта книга.
Об авторе:
Шамиль Ахмадуллин - практик, радиофизик по первому образованию и психолог по второму, создатель различных методик эффективного обучения детей. Разработал способы, которые помогают ребенку легче учиться в школе. Написал более 30 книг и пособий по данной теме. По его методикам работает более 60 школ скорочтения и развития интеллекта у детей в России и СНГ.