Интернет-магазин «Читай-город»

Самые раздражающие тренды в современной молодёжной литературе

Колонка книжного блогера Энтони Юлая

В этой статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+.

Дисклеймер: это творческая колонка в свободном формате. То, о чём рассказывают наши авторы, не обязательно является мнением редакции.

Думаю, что каждый из нас сталкивался с сюжетными тропами, которые выводят из себя во время прочтения. От глупых персонажей до быстро меняющихся трендов, которые ставят любого читателя в тупик, особенно, когда даже авторы не понимают о чём пишут.

Я решил выделить те из них, что заставляли мой глаз дёргаться, а сердце кричать в негодовании и удивительно, но все они встречались в современной молодёжной литературе.

Когда главная героиня – «самая обычная простушка», которая буквально истязает себя на протяжении всей книги, пока язвительный красавчик не скажет ей, что она красивая / не похожа на других девушек / самая уникальная.

Я понимаю, что каждый человек хочет почувствовать себя особенным. Однако, этого эффекта можно добиться и без того, чтобы главная героиня постоянно себя унижала в угоду одному несчастному комплименту, который поднимет её самооценку до небес. Каждый раз, когда подобное происходит в романе, мои глаза начинают автоматически закатываться так сильно, что их потом сложно выкатить обратно и продолжить чтение. Этот троп уже избит и давно должен был остаться в прошлом, даже в вышедших миллион лет назад «Сумерках» это попахивало банальщиной.

Сумерки
Майер С.
Сумерки

Когда старшеклассница Белла переезжает в небольшой городок к своему отцу, она мечтает о тихих буднях. Но в первый же день девушка встречает странного одноклассника, который полностью меняет её жизнь. Он быстрый, сильный, у него холодная кожа и глаза, которые меняют цвет… Что же это значит?

1 128 ₽
940 ₽
16
Купить

Главный герой, которого преследует тёмное прошлое, пытается сбежать от него, переехав на крошечный отдаленный остров / деревню, где местные жители ничего не знают.

Если ты хочешь исчезнуть, было бы гораздо разумнее переехать в крупный город с огромным населением, где люди с меньшей вероятностью заметят твой приезд. Каким образом отдалённый затхлый городишко, где всё держится на соплях, поможет скрыться от прошлого? Многие люди наоборот проявят интерес к новому жителю, и если у тебя есть какая-то тайна покрытая мраком, то наверняка они вскоре её узнают, разве нет? Мегаполисы хороши тем, что все в них заботятся только о себе, а жизни других их не интересуют – это принцип крупного города. Но каким-то образом для многих авторов население в сотню с небольшим человек кажется более оптимальным сеттингом, чем гигантский город, чтобы скрыться от абьюзивного бывшего или эмоциональной травмы.

Непокорные
Харт Э.
Непокорные

В 2019 году героиня Кейт сбегает от жестокого партнёра из Лондона в фамильный коттедж, где мечтает забыть прошлое и побыть в тишине. Но именно здесь девушка впервые ощущает странную связь с природой. Это и объединяет её с двумя другими женщинами их семейства. Только одна жила в 17-м веке, а вторая – в 20-м.

729 ₽
600 ₽
17
Купить

Ещё одна текущая тенденция в молодёжной литературе: главный герой – самый важный человек когда-либо рождённый. У него есть какой-то дар / способности / секрет, да что угодно, и благодаря этому он может спасти абсолютно всех.

Я на 100 процентов уверен, что на подобное способен не один человек: все новые романы, похоже, следуют этой устаревшей тенденции, присущей Young Adult-литературе начала прошлого десятилетия. Обычно это монолог, в котором главный герой говорит что-то вроде: «Я не могу сдаться, я должен сделать это один. Только я. Я не могу больше втягивать в это оставшуюся семью или многочисленных друзей и любовные интересы. Я должен принять глупое решение и продолжать это нелепое путешествие в одиночку».

Эта самоотверженность в большинстве случаев выглядит крайне глупо, потому что с поддержкой других конечная цель будет достигнута гораздо быстрее. Я устал читать про «особенных» главных героев ещё во времена «Дивергента». А когда этот сюжетный троп разваливается на глазах из-за непробиваемой упёртости основного персонажа, то всю книгу можно смело выбрасывать на полку недочитанных историй.

Дивергент
Рот В.
Дивергент

Государство будущего разделено на пять фракций: дружелюбие, эрудиция, искренность, отречение и бесстрашие. Все люди должны относиться к одной из общностей и строго соблюдать её правила. Вот только 16-летняя Беатрис никак не может понять, кто она, ведь девушка чувствует в себе склонности к нескольким фракциям.

599 ₽
494 ₽
17
Купить

Когда главные герои – близнецы, и есть «добрый» и «злой».

Удивительно, но почему-то в жизни мы с вами с подобным явлением не сталкиваемся, разве что в тру-крайм подкастах про маньяков. В книжных же историях всегда есть добрая чародейка и злая колдунья, которых когда-то разделила одна ситуация, и с тех пор они пошли разными путями. Самое уморительное, что зачастую тот самый «случай» – это неподелённая в детстве игрушка или парень, который отвесил одной из них комплимент, а другая приревновала. Без должной мотивации этот сюжетный троп не несёт в себе ничего интересного, потому что в тексте появляются просто злой и добрый персонажи, которые абсолютно одинаковые, даже не беря во внимание их внешность.

Полночные близнецы
Рейс Х.
Полночные близнецы

Ферн и её брат-близнец Олли ненавидят друг друга. Они с детства соперничали, а теперь ещё девушка узнала о параллельном мире сновидений. И как назло именно Олли должен стать частью рыцарского ордена, который защищает эту реальность. Ферн ни за что не упустит своё и докажет – она тоже способна на великие дела.

нет в наличии

Моё любимое: древний повелитель вампиров (или заменяющее его магическое существо того времени, которое должно быть старым, но выглядит молодым и оказывается суперсексуальным, богатым и могущественным) немедленно влюбляется в неряшливую, сломленную женщину лет 20 с трагическим, загадочным прошлым. Потому что она такая особенная и непохожая на всех, кого он встречал за сотни лет своей жизни.

Давайте подумаем, каким образом магическое существо прожившее ни один век может встретить какого-то нового человека с характером, который является абсолютно уникальным? Да никак.

Депрессия не делает персонажа загадочным и томным, это лишь повод придать герою хоть какую-то эмоциональную окраску, потому что зачастую мы имеем пустоту с миловидной внешностью. Абсурдно, когда об этой незаурядной внешности эмоционально нестабильной топ-модели знают все вокруг, кроме главной героини.

У тебя нет зеркала? Не верю, потому что по большинству описаний, которые осуществляются в тексте именно через него, ты очевидно знаешь, как ты выглядишь. Подобный персонаж сразу должен задаваться вопросом, «что это мифическое чудо юдо от меня хочет?», а не думать о том, что это неожиданная любовь до гроба.

Гоблин. Романтическое заклятье
Ынсук К., Суен К.
Гоблин. Романтическое заклятье

Ким Син когда-то был воином в Корё, но теперь его прокляли на бессмертие демона, пока невеста не снимет эти чары.

Долгие века герой ищет ту самую девушку, пока однажды не встречает бедную сироту Ын Тхак, которую унижают в школе и дома. Теперь демон постоянно сталкивается с несчастной, а та будто совсем этому не удивляется. Неужели их что-то связывает…

659 ₽
538 ₽
18
Купить

Всякий раз, когда недопонимание между двумя главными героями приводит к конфликту. Особенно когда персонажи наотрез отказываются произнести друг другу хоть слово, даже если простое объяснительное предложение могло бы решить всю проблему.

Это буквально любая шекспировская комедия и большинство трагедий, где люди всегда впадают в истерику из-за малейших недоразумений, убивают себя, разрывают помолвки, прекращают дружбу, прежде чем кто-либо успеет вставить хоть слово. Всё это было актуально для 16 века, а не для нашего времени.

Разве мы не должны были научиться на этих примерах, что конфликты можно решать словами и двигаться дальше по сюжету? Зачем же тогда растягивать драматичную тягомотину, если она держится на паре невысказанных друг друг предложений?

В шекспировские времена люди не строчили смс-ки, которыми можно привести все проблемы к разрешению, а в конце отправить забавный стикер, а у современных авторов есть такая возможность.

Много шума из ничего
Шекспир У.
Много шума из ничего

Арагонский принц Дон педро решает найти пары своим двум приближённым. Но всё может расстроиться из-за коварства Дон Хуана – незаконного брата принца – и недосказанности.

259 ₽
178 ₽
31
Купить

Ненавижу, когда персонажи не такие умные, какими должны быть. Недавно я прочитал один детектив, и меня так разозлило, что искусствовед в этой истории задавал федеральному агенту вопросы, которые искусствовед должен был знать, потому что это его работа.

Было очевидно: автор уделял больше внимания агенту, потому что он был главным героем. Но то, что другой персонаж казался невыносимо глупым, испортило мне всё впечатления от чтения.

На мой взгляд, это недостаток правдоподобия, от которого страдают многие истории. Это не обязательно должны быть жанровые рассказы. На самом деле, большие проблемы с правдоподобием обычно возникают в именно в триллерах и детективах, где все, кроме главного героя и маньяка, тупеют на глазах.

Меня устраивают зомби, оборотни, путешествия во времени и всё такое, но действия персонажей должны соответствовать миру, в котором они находятся, а в данном случае, героям нужно быть умнее детсадовца.

Что ещё почитать:

С первого взгляда: что означает троп «предназначены друг для друга»

7 молодёжных новинок этой весны